33.13. В целом, финансированием деятельности по осуществлению Повестки дня на XXI век будут заниматься государственный и частный секторы самой страны, где ведется эта деятельность. Для развивающихся стран, в первую очередь для наименее развитых из них, одним из основных источников внешнего финансирования является ОПР, и для обеспечения устойчивого развития и осуществления Повестки дня на ХХI век потребуются значительные объемы новых и дополнительных финансовых ресурсов. Развитые страны подтверждают свое обязательство достичь признанного ими целевого показателя Организации Объединенных Наций для ОПР, составляющего 0,7 процента ВНП, и они соглашаются расширить в той мере, в какой им это необходимо, свои программы помощи в целях достижения этого целевого показателя в возможно кратчайшие сроки и обеспечить скорейшее и эффективное осуществление Повестки дня на ХХI век. Некоторые страны согласились достичь этого целевого показателя к 2000 году. Было принято решение о том, что Комиссия по устойчивому развитию будет на регулярной основе проводить обзор и мониторинг прогресса в области достижения этого целевого показателя. Этот процесс обзора должен на систематической основе объединять мониторинг в области осуществления Повестки дня на XXI век с обзором имеющихся финансовых ресурсов. Тем странам, которые уже достигли этого показателя, следует выразить за это признательность, и их необходимо стимулировать к дальнейшей деятельности в рамках общих усилий по изысканию значительных объемов дополнительных ресурсов, которые должны быть мобилизованы. Другие развитые страны в рамках своей деятельности по оказанию поддержки реформам, проводимым в развивающихся странах, соглашаются приложить максимум усилий к тому, чтобы увеличить свой уровень ОПР. В этой связи признается важность принципа справедливого распределения затрат между развитыми странами. Другие страны, в том числе страны, находящиеся на этапе перехода к рыночной экономике, могут в добровольном порядке увеличить объем взносов развитых стран.
33.14. При предоставлении финансовых средств для осуществления Повестки дня на ХХI век и других решений Конференции необходимо обеспечивать максимально широкий доступ к новым и дополнительным ресурсам и использовать все имеющиеся источники и механизмы финансирования. К ним относятся, в частности, следующие источники и механизмы:
a) Многосторонние банки развития и фонды:
i) Международная ассоциация развития (МАР). Среди различных вопросов и вариантов, которые представители в МАР рассмотрят в ходе Десятого пополнения ресурсов МАР, особое внимание следует уделить заявлению президента Всемирного банка, сделанному в ходе Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, с тем чтобы оказать помощь беднейшим странам в деле достижения их целей в области устойчивого развития, содержащихся в Повестке дня на ХХI век;
ii) Региональные и субрегиональные банки развития. Региональные и субрегиональные банки развития и фонды должны играть все возрастающую и более эффективную роль в предоставлении ресурсов, необходимых для осуществления Повестки дня на XXI век, на льготных или других благоприятных условиях;
iii) Глобальный экологический фонд, которым на совместной основе управляют Всемирный банк, ПРООН и ЮНЕП и дополнительные средства которого, предоставляемые на безвозмездных и льготных условиях, призваны принести экологические выгоды общемирового значения, должен покрывать согласованные дополнительные затраты на проведение соответствующих мероприятий в рамках Повестки дня на ХХI век, в частности в развивающихся странах. Таким образом, необходимо произвести его перестройку, с тем чтобы решить, в частности, следующие задачи:
- стимулировать всеобщее участие;
- обеспечить достаточную гибкость для распространения сферы охвата Фонда на соответствующие программные области Повестки дня на ХХI век, могущие принести согласованные экологические выгоды общемирового значения;
- обеспечить гласность и демократичность в руководстве его деятельностью, в том числе в процессе принятия решений и функционирования Фонда, благодаря обеспечению того, чтобы интересы развивающихся стран были представлены в нем сбалансированно и в той мере, в какой они этого заслуживают, и уделению должного внимания мерам по финансированию, предпринимаемым странами-донорами;
- обеспечить предоставление новых и дополнительных финансовых ресурсов, в частности развивающимся странам, на безвозмездных и льготных условиях;
- обеспечить предсказуемость потока финансовых ресурсов в виде взносов развитых стран с учетом важности принципа справедливого распределения затрат;
- обеспечить доступ к финансовым средствам и их выделение на основе взаимно согласованных критериев, не вводя новых форм обусловленности;
b) Соответствующие специализированные учреждения, другие органы Организации Объединенных Наций и прочие международные организации, которые призваны играть отведенную им роль в содействии осуществлению национальными правительствами Повестки дня на ХХI век;
c) Многосторонние учреждения, занимающиеся созданием потенциала и техническим сотрудничеством. Следует предоставить ПРООН необходимые финансовые средства, с тем чтобы задействовать ее сеть отделений на местах и использовать ее широкий мандат и богатый опыт в области технического сотрудничества для содействия созданию потенциала на страновом уровне, в полной мере используя опыт специализированных учреждений и других органов Организации Объединенных Наций в рамках соответствующих сфер их компетенции, в частности ЮНЕП, в том числе многосторонние и региональные банки развития;
d) Программы двусторонней помощи. Необходимо будет укрепить эти программы для содействия устойчивому развитию;
e) Облегчение бремени задолженности. Важно выработать долгосрочные решения проблем задолженности развивающихся стран с низким и средним уровнем дохода, с тем чтобы предоставить в их распоряжение необходимые средства для обеспечения устойчивого развития. Следует держать в поле зрения меры по решению сохраняющихся проблем задолженности стран с низким и средним уровнем дохода. Всем кредиторам в рамках Парижского клуба следует оперативно осуществить положения соглашения от декабря 1991 года, которое предусматривает облегчение бремени задолженности беднейших стран - крупных должников, осуществляющих структурную перестройку; следует держать в поле зрения меры по облегчению задолженности в целях преодоления трудностей, с которыми по-прежнему сталкиваются эти страны;
f) Частное финансирование. Можно было бы увеличить объем добровольных взносов, предоставляемых по неправительственным каналам, который в настоящее время составляет около 10 процентов от ОПР.
33.15. Инвестиции. Следует поощрять привлечение более значительных прямых иностранных инвестиций и активизацию передачи технологии посредством проведения национальной политики, стимулирующей приток инвестиций, и через создание совместных предприятий и использование других форм.
33.16. Новые формы финансирования. Следует изучить возможность использования новых форм мобилизации дополнительных государственных и частных финансовых ресурсов, в том числе:
a) различных форм облегчения бремени задолженности в дополнение к существующим механизмам облегчения бремени задолженности по официальным кредитам или по займам в рамках Парижского клуба, включая более широкое использование механизмов конверсии долга;
b) использования экономических и налоговых льгот и механизмов;
c) практической возможности использования реализуемых разрешений;
d) новых механизмов мобилизации средств и добровольных взносов по частным каналам, включая неправительственные организации;
e) перераспределения ресурсов, направляемых в настоящее время на военные нужды.
33.17. Важное значение для достижения, в особенности развивающимися странами, устойчивого развития имеют благоприятные внешние и внутренние экономические условия, способствующие устойчивому экономическому росту и развитию.
33.18. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовые расходы (1993-2000 годы) на осуществление в развивающихся странах мероприятий, содержащихся в Повестке дня на XXI век, составляют свыше 600 млрд.долл.США, включая около 125 млрд долл.США, которые будут предоставлены международным сообществом в виде субсидий или на льготной основе. Эти показатели являются ориентировочными величинами, дающими лишь общее представление о масштабах расходов; кроме того, они не рассматривались правительствами. Фактическая величина расходов будет зависеть, в частности, от того, какие конкретно стратегии и программы решат осуществлять правительства.
33.19. Развитым странам и другим сторонам, которые в состоянии сделать это, следует взять первоначальные финансовые обязательства по реализации решений Конференции. Они должны сообщить о таких планах и обязательствах Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций на ее сорок седьмой сессии в 1992 году.
33.20. Развивающимся странам следует также начать разработку национальных планов устойчивого развития для реализации решений Конференции.