Действующий

Повестка дня на XXI век

Деятельность


а) Вопросы управления

22.4. Государствам, по возможности в сотрудничестве с соответствующими международными организациями, следует:

a) содействовать проведению политики и принятию практических мер по сведению к минимуму и ограничению, по возможности, образования радиоактивных отходов и обеспечивать их безопасную обработку, кондиционирование, перевозку и удаление;

b) оказывать поддержку прилагаемым в рамках МАГАТЭ усилиям по разработке и распространению касающихся радиоактивных отходов норм или руководящих принципов и кодексов практики в качестве международно признанной основы для безопасного и экологически обоснованного обращения с радиоактивными отходами и их удаления;

c) содействовать безопасному хранению, транспортировке и удалению радиоактивных отходов, а также отработавших источников радиации и отработавшего топлива ядерных реакторов, предназначенного для окончательного удаления, во всех странах, в частности в развивающихся странах, путем облегчения передачи соответствующей технологии этим странам и/или возвращения поставщикам источников радиации после их использования, согласно соответствующим международным правилам или руководящим принципам;

d) содействовать надлежащему планированию в области безопасного и экологически обоснованного обращения с радиоактивными отходами, включая, по возможности, оценку экологических последствий и чрезвычайные процедуры, хранение, транспортировку и удаление до и после осуществления деятельности, в результате которой образуются такие отходы.

b) Международное и региональное сотрудничество и координация

22.5. Государствам, в сотрудничестве, при необходимости, с соответствующими международными организациями, следует:

a) активизировать свои усилия по осуществлению Кодекса практики в области трансграничного перемещения радиоактивных отходов и, под эгидой МАГАТЭ, в сотрудничестве с соответствующими международными организациями, занимающимися различными видами перевозок, продолжать активно рассматривать вопрос о таких перемещениях, включая желательность заключения юридически обязательного документа;

b) поощрять участников Лондонской конвенции о сбросе радиоактивных отходов к завершению исследований о замене ныне действующего добровольного моратория на удаление малоактивных радиоактивных отходов в море запретом такой практики с учетом предупредительного подхода в целях принятия обоснованного и своевременного решения по этой проблеме;

c) не поощрять и не разрешать хранение или удаление высокоактивных, среднеактивных и малоактивных радиоактивных отходов вблизи морской среды, если ими не будет определено, что научные данные, соответствующие применимым международно согласованным принципам и рекомендациям, свидетельствуют, что такое хранение или удаление не приводит к неприемлемому риску для людей и морской среды и не препятствует другим законным формам использования моря, при этом в данном процессе рассмотрения следует должным образом применять предупредительный подход;

d) не экспортировать радиоактивные отходы в страны, которые в индивидуальном порядке или на основе международных соглашений запрещают импорт таких отходов, такие, как договаривающиеся стороны Бамакской конвенции о запрещении вывоза опасных отходов в Африку и контроле за трансграничным перемещением таких отходов в Африке, четвертой Ломейской конвенции или других соответствующих конвенций, в которых предусматривается такой запрет;

e) уважать в соответствии с международным правом и в той мере, в какой они к ним применимы, решения, принятые сторонами других соответствующих региональных конвенций в области окружающей среды, касающихся других аспектов безопасного и экологически обоснованного обращения с радиоактивными отходами.