Действующий

Повестка дня на XXI век

Деятельность


а) Вопросы управления

19.49. Правительствам в сотрудничестве, по мере необходимости, с соответствующими международными организациями и промышленностью следует:

a) рассмотреть возможность принятия в соответствующих случаях политики, основанной на признанных принципах ответственности производителей, а также подходе, обеспечивающем принятие мер предосторожности и предотвращение загрязнения и осуществление контроля за использованием химических веществ на протяжении всего их "жизненного цикла", по отношению к регулированию обращения с химическими веществами, включая производство, торговлю, транспортировку, использование и удаление;

b) провести согласованные мероприятия в целях уменьшения опасностей, связанных с токсичными химическими веществами, принимая во внимание весь "жизненный цикл" этих химических веществ. Эти мероприятия могли бы включать меры как регламентирующего, так и нерегламентирующего характера, включая, в частности, пропаганду использования более чистых продуктов и технологий; составление кадастров выбросов; маркировку продуктов; установление ограничений на использование; экономические стимулы; и постепенное прекращение использования или запрещение химических веществ, которые создают необоснованную или неустранимую угрозу для окружающей среды или здоровья человека и являются токсичными, устойчивыми и способными накапливаться в организме и использование которых не поддается адекватному контролю;

c) принять политику и меры регламентирующего и нерегламентирующего характера в целях выявления и сведения к минимуму воздействия токсичных химических веществ на основе их замещения менее токсичными заменителями и в конечном итоге постепенного прекращения использования химических веществ, которые создают необоснованную или неустранимую угрозу для здоровья человека и окружающей среды, и химических веществ, которые являются токсичными, устойчивыми и способны накапливаться в организме и использование которых не поддается адекватному контролю;

d) активизировать усилия по выявлению потребностей стран в установлении и применении стандартов с учетом Кодекса Алиментариус (Codex Alimentarius) ФАО/ВОЗ с целью свести к минимуму неблагоприятное влияние химических веществ, содержащихся в пищевых продуктах;

e) разработать национальную политику и создать необходимый регулирующий механизм по предупреждению аварий, обеспечению готовности и реагированию, в частности, с помощью планирования землепользования, системы разрешений и требований в отношении представления информации об авариях, и использовать подготовленный ОЭСР и ЮНЕП международный указатель региональных центров по принятию мер в чрезвычайных ситуациях и программу АПЕЛЛ;

f) содействовать созданию и укреплению, по мере необходимости, национальных центров по борьбе с отравлениями для обеспечения быстрого и адекватного диагностирования и лечения в случае отправления;

g) снизить чрезмерную зависимость от использования агрохимикатов на основе внедрения альтернативных методов ведения сельского хозяйства, комплексной борьбы с вредителями и использования других соответствующих средств;

h) потребовать от производителей, импортеров и других сторон, имеющих дело с токсичными химическими веществами, разработать процедуры принятия мер в чрезвычайных ситуациях и подготовить планы мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций для принятия на промышленных площадках и за их пределами;

i) выявлять, оценивать, снижать и сводить к минимуму или устранять, насколько это практически возможно, с помощью экологически безопасных методов удаления опасности, связанные с хранением химических веществ с просроченным сроком использования.

19.50. Промышленность следует поощрять:

a) разрабатывать в сотрудничестве с правительствами и компетентными международными организациями и соответствующими учреждениями системы Организации Объединенных Наций согласованный на международной основе кодекс принципов регулирования торговли химическими веществами, в котором признавалась бы, в частности, ответственность за предоставление информации о потенциальной опасности и методах экологически безопасного удаления химических веществ в случае, если они переходят в отходы;

b) развивать применение производителями и изготовителями принципов "ответственного обращения" с химическими продуктами с учетом всего "жизненного цикла" таких продуктов;

c) принять на добровольной основе базирующиеся на международных руководящих принципах программы, предусматривающие право общественности на получение информации, включая широкий доступ к информации о причинах аварийных и потенциальных выбросов и способах их предотвращения, а также предоставление - в отсутствие соответствующих нормативных требований принимающей страны - информации о годовом объеме текущих выбросов токсичных химических веществ в окружающую среду.

b) Данные и информация

19.51. Правительствам в сотрудничестве с соответствующими международными организациями и промышленностью, по мере необходимости, следует:

a) содействовать обмену информацией о деятельности на национальном и региональном уровнях в целях снижения степени опасности, создаваемой химическими веществами;

b) сотрудничать в разработке руководящих принципов по распространению информации об опасностях, связанных с использованием химических веществ, на национальном уровне с целью содействовать обмену информацией с общественностью и обеспечению осознанного отношения к опасностям.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

19.52. Правительствам в сотрудничестве с соответствующими международными организациями и промышленностью, по мере необходимости, следует:

a) сотрудничать в целях разработки общих критериев для выявления химических веществ, которые могли бы стать объектом согласованной деятельности по снижению степени опасности;

b) координировать совместную деятельность по снижению степени опасности;

c) разработать руководящие принципы и политику в отношении сообщения производителями, импортерами и другими сторонами, имеющими дело с токсичными химическими веществами, информации о токсичности, опасности и мерах в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

d) содействовать принятию крупными промышленными предприятиями, включая транснациональные корпорации и другие предприятия - где бы они не осуществляли свою деятельность, - политики, свидетельствующей об их твердой решимости в целях обеспечения экологически безопасного использования токсических химических веществ, применять эквивалентные или не менее строгие, чем в странах происхождения, нормы деятельности;

e) поощрять и поддерживать разработку и внедрение на малых и средних предприятиях соответствующих процедур для уменьшения опасности при осуществлении ими своей деятельности;

f) разработать меры и процедуры регламентирующего и нерегламентирующего характера, нацеленные на предотвращение экспорта химических веществ, которые запрещены, являются объектом строгих ограничений, изъяты или не утверждены по соображениям их влияния на здоровье человека и окружающую среду, за исключением тех случаев, когда на такой экспорт получено предварительное письменное согласие импортирующей страны или когда такой экспорт иным образом согласуется с процедурой ПОС;

g) содействовать проведению на национальном и региональном уровнях работы по согласованию оценки пестицидов;