а) Финансирование и оценка расходов
18.13. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 115 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Научно-технические средства
18.14. Разработка интерактивных баз данных, методов прогнозирования и моделей экономического планирования, отвечающих задаче эффективной и рациональной эксплуатации водных ресурсов, потребует применения таких новых методов, как, например, системы географической информации и экспертные системы, в целях сбора, обработки, анализа и представления многосекторальной информации и оптимизации процесса принятия решений. Кроме того, освоение новых и альтернативных источников водоснабжения и разработка малозатратных технологий водопользования потребуют передовых прикладных исследований. Это будет связано с передачей, внедрением и распространением новых методов и технологии в развивающихся странах, а также развитием у них собственного потенциала, с тем чтобы они могли решать более широкомасштабные проблемы увязки инженернотехнических, экономических, экологических и социальных аспектов водохозяйственной деятельности и прогнозирования последствий деятельности человека.
18.15. Поскольку вода признана в качестве социального и экономического блага, необходимо дополнительно оценить и проверить на практике различные варианты оплаты за пользование водой (включая бытовые, городские, промышленные и сельскохозяйственные группы водопользователей). Необходима дальнейшая разработка экономических инструментов, учитывающих вмененные издержки и экологические факторы внешнего порядка. Готовность пользователей оплачивать потребление воды следует изучить в реальных сельских и городских условиях.
18.16. Освоение и рациональное использование водных ресурсов должно планироваться комплексным образом, с учетом потребностей долгосрочного, а также краткосрочного планирования, т.е. оно должно включать экологические, экономические и социальные факторы, основанные на принципе устойчивости; учитывать потребности всех пользователей, а также потребности в области предотвращения и уменьшения опасностей, связанных с водой; и составлять неотъемлемую часть процесса планирования социально-экономического развития. Необходимым условием рациональной эксплуатации водных ресурсов как ресурса, запасы которого невелики и который восприимчив к воздействию внешних факторов, является учет в процессе планирования и развития всех связанных с этим расходов. Учитываемые при планировании соображения должны отражать выгоды от инвестиций, природоохранные и эксплуатационные расходы, а также вмененные издержки, отражающие наиболее ценное альтернативное использование воды. В реальной ситуации эти соображения не обязательно будут учитываться при определении размеров платы за воду для всех пользователей. Однако механизмы взимания платы должны отражать, по возможности, как истинную стоимость воды, когда она используется как экономический товар, так и возможности населения оплачивать ее.
18.17. Роль воды как социального, экономического и необходимого для поддержания жизни товара должна быть отражена в механизмах контроля и регулирования спроса, реализуемых посредством экономного водопользования и повторного использования, оценки ресурсов и инструментов финансирования.
18.18. Необходимо установить заново приоритеты для частных и государственных стратегий инвестирования, принимая во внимание
a) максимальное использование существующих проектов за счет их поддержания, восстановления и оптимального функционирования;
b) новые или альтернативные чистые технологии и
c) чистую с экологической и социальной точки зрения гидроэнергию.
с) Развитие людских ресурсов
18.19. Передача функций в области водопользования на самый нижний из подходящих для такой работы уровень требует обучения и подготовки кадров для занимающихся вопросами эксплуатации водных ресурсов органов на всех уровнях и обеспечения равного участия женщин в этих образовательных и учебных программах. Особое внимание необходимо уделять внедрению методов участия общественности, включая повышение роли женщин, молодежи, коренного населения и местных общин. Необходимо также развивать профессиональные навыки лиц, выполняющих различные функции в сфере эксплуатации водных ресурсов, работающих в местных органах управления и органах по вопросам водных ресурсов, а также занятых в частном секторе, местных/национальных неправительственных организациях, кооперативах, корпорациях и в других группах водопользователей. Кроме того, общественности необходимо разъяснять важность водных ресурсов и их рационального использования.
18.20. Для претворения в жизнь этих принципов общины должны иметь адекватные возможности. Тем, кто создает рамки для развития и рационального использования водных ресурсов на любом уровне, будь то международный, национальный или местный, необходимо обеспечить средства для наращивания таких возможностей. Эти средства будут разными в каждом отдельном случае. Обычно они включают:
a) программы ознакомления общественности, включая мобилизацию обязательств и поддержки на всех уровнях, а также организацию глобальных и местных действий по содействию таким программам;
b) подготовку руководящих кадров в водохозяйственном секторе на всех уровнях для получения ими соответствующих знаний по всем элементам, необходимым им для принятия решений;
c) расширение возможностей обучения в развивающихся странах;
d) подготовку необходимых специалистов, включая работников по распространению знаний;
e) усовершенствование структур продвижения по службе;
f) обмен соответствующими знаниями и технологией как для сбора данных, так и для выполнения запланированных работ; к ним относятся экологически чистые технологии и знания, необходимые для того, чтобы добиться максимальной отдачи от существующей системы капиталовложений.
d) Создание потенциала
18.21. Следует развивать организационные возможности для осуществления комплексной эксплуатации водных ресурсов, когда в этом возникает явная потребность. Существующие административные структуры нередко являются вполне пригодными к выполнению функций эксплуатации местных водных ресурсов, однако может возникнуть потребность в новых учреждениях, деятельность которых, например, ориентирована на водосборные районы рек, или же созданных на базе советов по вопросам районного развития и местных общинных комитетов. Хотя эксплуатация водных ресурсов осуществляется на различных уровнях социально-политической системы, определяемая спросом эксплуатация требует развития на соответствующих уровнях учреждений, деятельность которых связана с эксплуатацией водных ресурсов, при этом должна учитываться необходимость интеграции с управлением землепользования.
18.22. При создании благоприятных условий для эксплуатации водных ресурсов на соответствующем низшем уровне задача правительства заключается в мобилизации финансовых и людских ресурсов, в разработке законодательных норм, в выполнении нормоустановительных и других функций регулирования, в контроле за использованием водных и земельных ресурсов и его оценке, а также в создании возможностей для участия общественности. Важную роль в оказании помощи развивающимся странам при создании необходимых условий для комплексной эксплуатации водных ресурсов должны сыграть международные учреждения и доноры. Эта роль, по мере необходимости, должна выражаться в помощи доноров местным органам в развивающихся странах, в том числе созданным на общинной основе учреждениям, неправительственным организациям и женским группам.