Действующий

Повестка дня на XXI век

Деятельность

18.85. Все государства, учитывая свои возможности и имеющиеся ресурсы и на основе двустороннего или многостороннего сотрудничества, в том числе с Организацией Объединенных Наций и другими соответствующими организациями, могли бы, в случае необходимости, осуществить следующие мероприятия:

a) наблюдение за гидрологическим режимом, включая содержание влаги в почве, баланс грунтовых вод, вторжение и просачивание вод, качество воды, и связанными климатическими факторами, особенно в тех районах и странах, на которых в наибольшей степени могут сказаться отрицательные последствия изменений климата и в которых в этой связи необходимо определить уязвимые в этом отношении районы;

b) разработка и применение способов и методов оценки возможных отрицательных последствий изменений климата в виде изменения температуры, осадков и повышения уровня моря для пресноводных ресурсов и для возрастания опасности наводнений;

c) проведение тематических исследований с целью определить, существует ли взаимосвязь между изменением климата и отмечаемыми в настоящее время случаями засухи и наводнений в некоторых регионах;

d) оценка вытекающих социально-экономических и экологических последствий;

e) разработка и осуществление стратегий реагирования для борьбы с выявленными отрицательными последствиями, включая изменения уровня подземных вод, а также принятие мер по уменьшению масштабов проникновения соленых вод в водоносные горизонты;

f) разработка методов ведения сельского хозяйства на основе использования незначительно засоленых вод;

g) содействие научно-исследовательской деятельности, осуществляемой в рамках текущих международных программ.

а) Финансирование и оценка расходов

18.86. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 100 млн. долл. США, включая примерно 40 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

18.87. Мониторинг изменений климата и их влияния на пресноводные водоемы должен осуществляться в тесной взаимосвязи с национальными и международными программами мониторинга окружающей среды, в частности касающимися атмосферы, которые рассматриваются в других разделах Повестки дня на XXI век, и гидросферы, о чем шла речь в программной области В выше. Анализ данных, характеризующих изменения климата, который лежит в основе разработки мер по борьбе с этой угрозой, является сложной задачей. Необходимо провести обширные исследования в этой области, причем должное внимание следует уделять работе Межправительственной группы по климатическим изменениям (МГКИ) Всемирной климатологической программы, Международной программы "Геосфера-биосфера" (МПГБ) и других соответствующих международных программ.

18.88. Разработка и осуществление стратегий реагирования требуют прогрессивного использования технических средств и инженерных решений, включая создание систем оповещения о наводнениях и засухах и строительство новых объектов по эксплуатации водных ресурсов, как, например, плотин, водоводов, колодцев, установок по очистке сточных вод, проведение работ по удалению солей, строительство береговых валов, дамб и дренажных каналов. Необходимы также такие сети скоординированных исследований, как, например, сеть Международной программы "Геосфера-биосфера"/Системы анализа и изучения глобальных изменений и профессиональной подготовки в этой области (МПГБ/СТАРТ).

с) Развитие людских ресурсов

18.89. Успех технологических разработок и нововведений зависит от тщательной подготовки и стимулов, предоставляемых персоналу. Международные проекты дают возможность выбора различных направлений деятельности, однако каждой стране необходимо разрабатывать и осуществлять необходимую политику, развивать свой собственный научный потенциал для решения стоящих перед ней научно-технических проблем, а также контингент преданных своему делу специалистов, способных дать разъяснения по сложным проблемам тем, кто принимает политические решения. Подобного рода специалисты должны проходить подготовку, их следует нанимать и удерживать на службе, с тем чтобы они могли помочь своим странам в решении этих задач.

d) Создание потенциала

18.90. Вместе с тем необходимо создавать потенциал на национальном уровне для разработки, пересмотра и осуществления стратегий реагирования. Строительство крупных инженерных сооружений и создание систем прогнозирования потребует значительного укрепления компетентных организаций как государственного, так и частного секторов. Наибольшее значение имеет потребность в социально-экономическом механизме, способном рассматривать прогнозы в отношении последствий изменения климата и возможные стратегии реагирования, а также делать необходимые заключения и принимать решения.