Действующий

Повестка дня на XXI век

Основа для деятельности

17.18. Деградация морской среды может быть связана с целым рядом источников. Если на долю наземных источников приходится 70 процентов загрязнения морской среды, то на долю морского транспорта и сброса отходов в море - по 10 процентов. Наибольшую угрозу для морской среды представляют следующие загрязнители (в различном порядке значимости и в зависимости от различных национальных или региональных условий): сточные воды, питательные элементы, синтетические органические соединения, отстой, мусор и пластмассовые изделия, металлы, радионуклиды, нефть/углеводороды и полициклические ароматические углеводороды (ПАУ). Многие из загрязнителей, попадающие из наземных источников, представляют особую опасность для морской среды, поскольку они одновременно являются токсичными, стойкими и могут накапливаться в живых организмах. В настоящее время никакого глобального плана действий по решению проблемы загрязнения морской среды из наземных источников не имеется.

17.19. Деградация морской среды также может быть связана с целым рядом видов деятельности на суше. На морскую среду могут влиять такие факторы, как населенные пункты, землепользование, строительство прибрежной инфраструктуры, сельское и лесное хозяйство, градостроительство, туризм и промышленность. Особую озабоченность вызывают эрозия прибрежной зоны и заиление.

17.20. Причинами загрязнения морской среды также являются судоходство и морская деятельность. Ежегодно при обычных морских перевозках, авариях и незаконных сбросах в океаны попадает примерно 600000 тонн нефти. Что касается деятельности по добыче нефти и газа в море, то в настоящее время в международном плане регулируются выбросы из работающих установок, и на рассмотрении находятся шесть региональных конвенций по контролю за выбросами с платформ. Характер и степень воздействия на окружающую среду деятельности, связанной с разведкой и добычей нефти в море, являются в целом незначительными на фоне общего загрязнения морской среды.

17.21. Для предотвращения деградации морской среды необходим скорее профилактический и упреждающий подход, нежели подход, основанный на принципе реагирования. Это, в частности, требует принятия профилактических мер, проведения оценки воздействия на окружающую среду, использования "чистых" методов производства, рециркуляции, контроля и сведения к минимуму отходов, строительства и/или совершенствования водоочистных сооружений, разработки критериев качественного удаления с целью надлежащего обращения с опасными веществами, а также применения комплексного подхода к оценке вредного воздействия с воздуха, суши и воды. Любая программа рационального природопользования должна включать в себя такие аспекты, как улучшение обустройства населенных пунктов в прибрежных районах и комплексное рациональное использование и освоение прибрежных зон.