УТВЕРЖДЕНО
Министерством здравоохранения
Российской Федерации
от 25 сентября 2001 года
N 2510/9978-01-34

УТВЕРЖДАЮ
Главный государственный
санитарный врач РФ
Первый заместитель
министра здравоохранения РФ
Г.Г.Онищенко
24 сентября 2001 года

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

     

Санитарно-противоэпидемическое обеспечение пострадавших
и вынужденных переселенцев в чрезвычайной ситуации

Разработана рациональная система санитарно-гигиенических, профилактических и противоэпидемических мероприятий, обеспечивающих эпидемиологическое благополучие пострадавших и вынужденных переселенцев в чрезвычайной ситуации.

Определен комплекс мероприятий, позволяющий эффективно предотвратить возникновение, распространение инфекционных заболеваний среди эвакуированных, а также обеспечить эпидемиологическую защищенность спасателей и местного населения в местах временного размещения пострадавших и вынужденных переселенцев из зоны ЧС.

При разработке системы профилактических и санитарно-эпидемиологических мероприятий использован опыт обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия вынужденных переселенцев из Чеченской Республики в городках временного проживания во время проведения антитеррористической операции 1999-2000 годов.

Методические рекомендации предназначены для врачей-организаторов, специалистов санитарно-эпидемиологического профиля, а также других специалистов, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

Введение



Обеспечение эпидемиологического благополучия пострадавшего населения является одной из главных задач при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Эта задача решается путем организации и проведения комплекса профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, для осуществления которых привлекаются силы и средства МЧС России, ВСМК, санитарно-эпидемиологических учреждений Минздрава, Минобороны, МВД, МПС России и других ведомств и служб. Организующую и координирующую роль при этом играют формирования санитарно-эпидемиологической службы и центры медицины катастроф разного уровня, в зависимости от масштаба и характера ЧС. На специализированные формирования возлагается осуществление первичных противоэпидемических мероприятий, которые способны выполнить только хорошо подготовленные специалисты санитарно-эпидемиологической службы. Эта работа требует заблаговременной подготовки, что отражается в планах всех заинтересованных служб в объеме их компетенции.

Опыт обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия вынужденных переселенцев из Чеченской Республики в городках временного проживания во время известных событий 1999-2000 годов наглядно продемонстрировал эффективность мероприятий. Городки временного проживания вынужденных переселенцев, эвакуированных из районов активных боевых действий при проведении антитеррористической операции в Чеченский Республике, были развернуты как на территории самой Республики (5 городков общей вместимостью 10600 чел., где было размещено 10540 чел., в том числе 4151 ребенок), так и на территории Республики Ингушетии (7 городков общей вместимостью 55140 чел., в которых разместили 41966 эвакуированных, в том числе 18613 детей).

Организация и проведение экстренных санитарно-противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях строятся на общих принципах охраны здоровья, оказания медицинской помощи населению в районах бедствия, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний. При этом учитываются медико-социальные особенности санитарно-эпидемиологического обеспечения населения, резкое изменение условий его жизнедеятельности.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия пострадавших в ЧС достигается:

- санитарно-эпидемиологическим надзором за соблюдением санитарных норм и правил размещения, питания, водоснабжения, банно-прачечного обслуживания населения, эвакуируемого из зоны ЧС, как на этапах эвакуации, так и в местах его временного проживания;

- организацией гигиенической экспертизы и лабораторного контроля продовольствия и питьевой воды;

- проведением комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению заноса, возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди эвакуируемого населения, по локализации и ликвидации возникших эпидемических очагов;

- медицинским контролем за захоронением погибших и умерших от инфекционной патологии и других причин.

1. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение пострадавших
и вынужденных переселенцев при их эвакуации из зоны
чрезвычайной ситуации

1.1. В зависимости от масштаба и характера ЧС население эвакуируется из зоны ЧС на несколько дней, месяцев, а в некоторых случаях и без возвращения на прежнее место жительства. При всех ситуациях наибольшую сложность представляют сроки его эвакуации, первые часы и дни временного размещения в безопасных зонах с учетом вероятности возникновения санитарно-эпидемиологических осложнений. Организация мобильных комплексов средств для сохранения здоровья населения в чрезвычайных ситуациях направлена на решение вопросов жизнеобеспечения переселенцев на первых этапах ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайной ситуации организуется непосредственно в ее зоне, а затем на путях эвакуации, вплоть до мест размещения эвакуированных.

1.2. Под эвакуацией понимается организованный вывод или вывоз и размещение вне зоны бедствия пострадавшего населения.

При организации эвакуации населения органами местной власти определяются численность пострадавших, очередность и сроки их эвакуации, маршруты следования до пунктов расселения или промежуточных пунктов. Для определения очередности эвакуации и размещения в местах (мобильных комплексах) первичного жизнеобеспечения все население распределяется на группы. Такое распределение необходимо учитывать при проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Первичное жизнеобеспечение населения в ЧС включает прием и временное (от 3 до 45 сут.) размещение населения, организацию его питания, водоснабжения, коммунально-бытового, медицинского, социально-правового обеспечения.

1.3. Для обеспечения эвакуации пострадавших в ЧС создаются СЭП, которые осуществляют сбор, регистрацию эвакуируемого населения, отправку его на пункты посадки. В штат СЭП входят: руководитель, представители от местных органов власти и МЧС России, а также медицинский персонал: врач-терапевт, врач-эпидемиолог, медсестра, два помощника санитарного врача, два санитара, выполняющие обязанности дезинфекторов, и шофер (УАЗ-469 или санитарный автобус). СЭП за сутки может организовать эвакуацию 10 тыс.чел. пострадавших. При определении количества СЭП и мест их размещения учитывают численность эвакуируемого населения по видам транспорта, удобство сбора и отправки людей. При вывозе людей железнодорожным транспортом СЭП размещают вблизи железнодорожных станций, водным - пристаней, автотранспортом - автостанций, воздушным транспортом - на аэродромах, сохранившихся в районе ЧС.

1.4. Санитарно-эпидемиологическая служба и органы здравоохранения организуют медицинское обеспечение эвакуируемого населения, представляющее комплекс лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Эти мероприятия проводятся на СЭП, в пунктах посадки и высадки, в пути следования, на ПЭП и в местах расселения.

1.5. Во время эвакуации санитарно-противоэпидемическое обеспечение переселенцев включает:

- организацию контроля за поддержанием удовлетворительного санитарного состояния мест и помещений временного пребывания эвакуированных, изоляторов для размещения инфекционных больных;

- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических правил снабжения питьевой водой и хранением пищевых продуктов;

- обеспечение населения индивидуальными средствами обеззараживания воды (ТЕТРИС, БИП-1, ОНИКС, Родник);

- организацию эпидемиологического наблюдения, выявление инфекционных больных и их госпитализацию;

- контроль за организацией банно-прачечного обслуживания населения в местах его расселения;

- борьбу с насекомыми и грызунами, контроль за уборкой и обеззараживанием нечистот и пищевых отбросов на маршрутах движения и в районах расселения.

Выполнение вышеперечисленных санитарно-противоэпидемических мероприятий возлагается на медицинский состав СЭП, который при необходимости усиливается СЭО или СЭБ, а также инфекционной бригадой из состава БСМП. Материальное обеспечение этих формирований возлагается на формирующие учреждения (ЦГСЭН и ЛПУ).

1.6. Следует учитывать, что объем и характер противоэпидемического обеспечения населения могут существенно меняться в зависимости от местных условий и возможностей, к которым относятся:

- коммунальное благоустройство;

- санитарное состояние населенных пунктов;

- иммунный статус населения;

- инфекционная заболеваемость среди пострадавших;

- укомплектованность медицинскими кадрами;

- коечная сеть инфекционных больниц (отделений), в том числе и резервы для ее дополнительного развертывания (из расчета 15 инфекционных коек на 1 тыс.эвакуированных);

- количество и пропускная способность банно-прачечных учреждений, дезинфекционных средств и техники и т.п. Потребность определяется из расчета ежедневной санитарной обработки 10% эвакуированного населения.

Перечисленными сведениями должна располагать каждая территориальная (краевая, областная, городская) санитарно-эпидемиологическая служба.

1.7. Санитарно-эпидемиологическое обслуживание эвакуируемого населения в пунктах отправления, прибытия и размещения, а также в пути следования по шоссейным и грунтовым дорогам возлагается на территориальные отделы здравоохранения, Центры санитарно-эпидемиологического надзора (областные, краевые, городские, районные), а в пути следования по железным дорогам - на медико-санитарные органы МПС России, по водным путям сообщения - на медико-санитарные органы водного транспорта,

1.8. Санитарно-эпидемиологическая служба республики в составе РФ, области, края несет полную ответственность за санитарно-противоэпидемическое обеспечение и выделяет из санитарно-эпидемиологических учреждений врачей в состав СЭО или СЭБ для руководства всеми мероприятиями по обслуживанию эвакуированных. В обязанности вышеуказанных специалистов входит:

- выяснение медико-санитарных условий размещения эвакуированного населения;

- участие в выборе и оборудовании помещений в местах отправки, прибытия и окончательного размещения, а также санитарно-эпидемиологический надзор за ними;

- организация медицинских осмотров эвакуируемых и оказание им медицинской помощи; проведение мероприятий по санитарной обработке;

- проведение по эпидпоказаниям экстренной специальной и специфической профилактики;

- организация и проведение санитарно-эпидемиологического надзора во время следования в поездах, судах, по шоссейным дорогам, на самолетах;

- осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за местами питания и водоснабжения.

1.9. По предложению санитарно-эпидемиологической службы для выполнения указанных мероприятий привлекаются к непосредственной работе по санитарно-эпидемиологическому обеспечению ЛПУ всех ведомств, а также ведомственные медико-санитарные службы, которые выделяют медицинский персонал для работы в составе специализированных формирований (СЭО, СЭБ, БСМП и др.). Санитарно-эпидемиологическая служба на местах при эвакуации отдельных групп населения из районов ЧС должна иметь сведения о контингенте эвакуируемых, сроках эвакуации, установленных маршрутах.

Ответственные лица за санитарно-противоэпидемическое обеспечение эвакуируемых должны иметь постоянную связь с административными органами, осуществляющими эвакуацию.

1.10. Все мероприятия по санитарно-противоэпидемическому обеспечению эвакуируемых на местах сбора и при формировании поездов проводятся местным территориальным госсанэпиднадзором, который привлекает при необходимости другие органы и учреждения различных ведомств.

Санитарно-эпидемиологическая служба проверяет состояние помещений, выделенных для сборных пунктов эвакуируемых, с точки зрения:

- соответствия нормам размещения ожидаемых контингентов;

- приведения их в удовлетворительное санитарное состояние (очистка, дезинфекция);

- наличия необходимого оборудования (скамьи, столы, умывальники, койки, нары);

- утепления в зимнее время.

1.11. Для размещения населения на ВПСП установлены нормы из расчета 3,75 м на каждого пострадавшего с учетом развертывания ППП и ППВС. Для размещения пострадавших в общежитиях и других помещениях, в палаточных городках минимальная норма площади должна составлять 3,0-3,5 м на человека. В медицинских учреждениях и формированиях, в местах сбора пострадавшего населения, особенно в зимнее время, и в районах катастрофического затопления необходимо иметь сушильные комнаты для одежды и обуви площадью 15-18 м на 100 чел. Продолжительность просушивания не более 8 ч. Температура воздуха для просушивания шерстяной и хлопчатобумажной одежды должна поддерживаться на уровне 60° С, для просушивания обуви и меховой одежды - 40° С.

Температура воздуха в помещениях, где находятся пострадавшие, не должна быть ниже 18° С при средней относительной влажности 35-65%. Во избежание чрезмерного охлаждения пострадавших тюфяки, кровати, подстилки, нары и т.д. следует располагать на расстоянии 0,5-0,8 м от наружных стен.

Нормы расхода воды для нужд пострадавших и инфекционных больных, поступающих на лечение, составляют в сутки: 1 чел. - 10 л, на 1 больного, находящегося на стационарном лечении, - 75 л, на обмывку - 45 л.

При размещении населения в палаточном городке или временных городках другого типа оборудуются ровики из расчета: один ровик шириной 0,3 м, глубиной 0,5 м и длиной 1 м на 20 человек. Допускается устраивать ровики параллельно один другому на расстоянии 1-2 м. Они должны располагаться ниже источников воды и на расстоянии не менее 200 м от них. После каждого пользования ровиком нечистоты необходимо сразу же подвергать дезинфекции и засыпать слоем земли.

Помещения должны быть обеспечены туалетами с достаточным количеством очков, из расчета: 1 очко на 20 женщин и 1 очко на 40 мужчин. Для проведения санитарной обработки должны быть использованы городские бани или подвижные дезинфекционно-душевые установки (ДДА, ДДП и др.).

1.12. В СЭП все эвакуируемые регистрируются по установленной форме и проходят обязательный медицинский осмотр, осуществляемый медицинским персоналом СЭПа (врач, медсестра и др.). Количество медицинского персонала, проводящего медосмотр, может быть увеличено местным органом здравоохранения в зависимости от числа эвакуируемых и срочности их отправки.

При осмотре выделяются лихорадящие, подозрительные на инфекцию лица, не подлежащие дальнейшей эвакуации. При наличии показаний санитарно-эпидемиологической службой проводятся мероприятия по экстренной профилактике и массовым предохранительным прививкам.

1.13. Противоэпидемические мероприятия в пути следования включают:

- выявление, изоляцию и госпитализацию инфекционных больных в близлежащие больницы, расположенные на путях эвакуации;

- санитарный надзор за пунктами питания, обеспечением доброкачественной питьевой водой; дезинфекционные мероприятия.

Каждый поезд, морские и воздушные суда должны иметь медицинский персонал, назначенный территориальными органами здравоохранения в местах отправки и выполняющий одновременно функции санитарного надзора (врач, фельдшер, медсестра, помощник эпидемиолога, дезинфектор - в зависимости от количества эвакуируемых).

1.14. В случае эвакуации пострадавшего населения на пассажирских поездах медицинский персонал:

- осуществляет периодический обход всех вагонов;

- выявляет больных и оказывает им медицинскую помощь;

- извещает органы здравоохранения об имеющихся случаях инфекционных заболеваний;

- изолирует инфекционных больных;

- эвакуирует больных в стационарные учреждения здравоохранения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»