Действующий

Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке

Статья 8

Содержание национальных программ действий  

1. В соответствии со статьей 10 Конвенции центральное место в общей стратегии национальных программ действий отводится комплексным местным программам развития для затрагиваемых районов, основанным на механизмах обеспечения участия населения и на включении стратегий искоренения бедности в усилиях по борьбе с опустыниванием и смягчению последствий засухи. Эти программы нацелены на укрепление потенциала местных властей и обеспечение активного участия местного населения общин и групп с уделением особого внимания вопросам образования и подготовки, мобилизации неправительственных организаций с доказанным опытом и укреплению децентрализованных правительственных структур.

2. В соответствующих случаях национальные программы действий содержат следующие общие положения:

а)

использование при разработке и осуществлении национальных программ действий прошлого опыта в области борьбы с опустыниванием и/или смягчения последствий засухи с учетом социальных, экономических и экологических условий;

b)

выявление факторов, содействующих опустыниванию и/или засухе, определение наличных и требуемых ресурсов и возможностей и разработка соответствующей политики, а также институциональных и прочих мер, необходимых для борьбы с этими явлениями и/или для смягчения их последствий; и

c)

расширение участия местного населения и общин, в том числе женщин, земледельцев и скотоводов, и наделение их более широкими полномочиями;

3. Национальные программы действий должным образом также предусматривают следующее:

а)

меры по улучшению экономических условий с целью искоренения нищеты:

i)

увеличение доходов и расширение возможностей занятости, особенно для беднейших членов общины, путем:

-

развития рынков сельскохозяйственной и животноводческой продукции;

-

создания финансовых инструментов, отвечающих местным потребностям;

-

содействия диверсификации сельского хозяйства и создания сельскохозяйственных предприятий;

-

развития экономических видов деятельности, смежных с сельским хозяйством или несельскохозяйственного типа;

ii)

улучшение долгосрочных перспектив развития сельской экономики путем создания:

-

стимулов для продуктивных инвестиций и доступа к средствам производства;

-

ценовых и налоговых мер и коммерческой практики, содействующих росту;

iii)

определение и осуществление мер в области миграции населения с целью снижения демографического давления на земельные ресурсы; и

iv)

содействие использованию засухоустойчивых культур и применению комплексных систем возделывания засушливых земель для обеспечения продовольственной безопасности;

b)

меры по сохранению природных ресурсов:

i)

обеспечение комплексного и рационального использования природных ресурсов, включая:

-

сельскохозяйственные земли и пастбища;

-

растительный покров и животный мир;

-

леса; водные ресурсы; и

-

биологическое разнообразие;

ii)

обучение и углубление информированности населения, а также проведение просветительных кампаний по вопросам экологии и распространение знаний о методах устойчивого и рационального использования природных ресурсов; и

iii)

обеспечение освоения и эффективного использования различных источников энергии, содействие использованию альтернативных источников энергии, в частности солнечной энергии, ветровой энергии и биогаза, а также принятие конкретных мер по передаче, приобретению и адаптации соответствующей технологии с целью снижения давления на уязвимые природные ресурсы;

с)

меры по совершенствованию институциональной структуры:

i)

определение роли и обязанностей центрального правительства и местных органов власти в рамках политики планирования землепользования;

ii)

поощрение политики активной децентрализации, имеющей своей целью передачу местным органам управленческих и директивных полномочий, и поощрение проявления инициативы и осознания ответственности местными общинами и создание местных структур; и

iii)

корректировка в соответствующих случаях институциональной и нормативной основы использования природных ресурсов в целях гарантирования прав землевладения местного населения;

d)

меры по углублению понимания процессов опустынивания:

i)

поощрение исследований, а также сбора, обработки и обмена информацией о научно-технических и социально-экономических аспектах опустынивания;

ii)

наращивание национального потенциала в области исследований, сбора, обработки, обмена и анализа информации, с тем чтобы обеспечить более глубокое понимание и эффективное применение результатов анализа на практике; и

iii)

поощрение среднесрочного и долгосрочного изучения:

-

социально-экономических и культурных тенденций в затрагиваемых районах,

-

качественных и количественных тенденций в области природных ресурсов, и

-

взаимосвязи между климатом и опустыниванием; и

е)

меры по мониторингу и оценке последствий засухи:

i)

разработка стратегий оценки воздействия естественной переменчивости климата на процессы засухи и опустынивания в регионе и/или использование сезонных и межгодовых прогнозов переменчивости климата в деятельности по смягчению последствий засухи;

ii)

совершенствование систем раннего оповещения и ответных мер, обеспечение эффективного управления чрезвычайной и продовольственной помощью и совершенствование систем хранения и распределения продовольствия, систем защиты скота и инженерно-технических сооружений, равно как и схем альтернативных источников средств существования в засушливых районах;

iii)

мониторинг и оценка ухудшения состояния окружающей среды с целью получения надежной и своевременной информации о процессах и динамике деградации ресурсов в целях информирования и содействия разработке более эффективной политики и ответных мер.