Не вступил в силу

КОНВЕНЦИЯ
по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики

Преамбула


Государства - участники настоящей Конвенции, в дальнейшем именуемые Сторонами,

Напоминая о положениях Договора об Антарктике;

Убежденные в том, что система Договора об Антарктике доказала свою эффективность в деле содействия международному согласию в осуществлении целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций, обеспечения отсутствия каких-либо мер военного характера и охраны антарктической окружающей среды, а также содействия свободе научных исследований в Антарктике;

Подтверждая, что в интересах всего человечества район действия Договора об Антарктике должен впредь всегда использоваться исключительно в мирных целях и не должен становиться ареной или предметом международных разногласий;

Отмечая возможность того, что в Антарктике имеются пригодные для освоения минеральные ресурсы;

Учитывая особый юридический и политический статус Антарктики и особую ответственность Консультативных Сторон Договора об Антарктике за обеспечение того, чтобы любая деятельность в Антарктике соответствовала целям и принципам Договора об Антарктике;

Учитывая также, что режим минеральных ресурсов Антарктики должен соответствовать Статье IV Договора об Антарктике и в соответствии с этим не должен наносить ущерба и должен быть приемлемым как для тех государств, которые заявляют права или претензии на территориальный суверенитет в Антарктике, так и тех государств, которые не признают и не заявляют таких прав или претензий, включая и те государства, которые заявляют о наличии основы для претензий на территориальный суверенитет в Антарктике;

Отмечая уникальную экологическую и научную ценность, а также ценность первозданности природы Антарктики и важность Антарктики для окружающей среды в глобальном масштабе;

Признавая, что освоение минеральных ресурсов Антарктики может оказать отрицательное влияние на антарктическую окружающую среду или на зависящие от нее или связанные с ней экосистемы;

Считая, что охрана антарктической окружающей среды и зависящих от нее и связанных с ней экосистем должна быть одним из основных соображений при принятии решений о возможном освоении минеральных ресурсов Антарктики;

Стремясь обеспечить, чтобы освоение минеральных ресурсов Антарктики, если оно будет иметь место, было совместимо с научными исследованиями в Антарктике и другими правомерными видами использования Антарктики;

Считая, что режим, регулирующий освоение минеральных ресурсов Антарктики, приведет к дальнейшему укреплению системы Договора об Антарктике;

Убежденные в том, что участие в освоении минеральных ресурсов Антарктики должно быть открыто для всех государств, которые заинтересованы в таком освоении и приняли на себя обязательства по режиму, регулирующему его, и что следует учитывать особое положение развивающихся стран - участниц режима;

Считая, что эффективное регулирование освоения минеральных ресурсов Антарктики отвечает интересам международного сообщества в целом;

СОГЛАСИЛИСЬ о нижеследующем:

Глава I. Общие положения

Статья 1

Определения


Для целей настоящей Конвенции:

1. "Договор об Антарктике" означает Договор об Антарктике, заключенный в Вашингтоне 1 декабря 1959 года.

2. "Консультативные Стороны Договора об Антарктике" означает Договаривающиеся Стороны Договора об Антарктике, которые имеют право назначать представителей для участия в совещаниях, упомянутых в Статье IX этого Договора.

3. "Район действия Договора об Антарктике" означает район, к которому применяются положения Договора об Антарктике в соответствии со Статьей VI этого Договора.

4. "Конвенция о сохранении тюленей Антарктики" означает Конвенцию, заключенную в Лондоне 1 июня 1972 года.

5. "Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики" означает Конвенцию, заключенную в Канберре 20 мая 1980 года.

6. "Минеральные ресурсы" означают все неживые природные невозобновляемые ресурсы, включая горючие ископаемые, металлические и неметаллические минералы.

7. "Освоение минеральных ресурсов Антарктики" означает поиск, разведку или разработку, но не включает научные исследования, как они понимаются в Статье III Договора об Антарктике.

8. "Поиск" означает деятельность, включая материально-техническое обеспечение, направленную на выявление районов с потенциалом минеральных ресурсов для возможной разведки и разработки, включая геологические, геохимические и геофизические исследования и полевые наблюдения, использование методов дистанционного зондирования и сбор образцов с поверхности суши, морского дна и подледных образцов. В эту деятельность не входят драгирование и выемка грунта, кроме как для целей отбора мелкомасштабных образцов, или бурение, за исключением мелкого бурения в коренных и осадочных породах на глубины, не превышающие 25 метров, или на такую иную глубину, которую может определить Комиссия в конкретных случаях;

9. "Разведка" означает деятельность, включая материально-техническое обеспечение, направленную на выявление и оценку конкретных залежей или месторождений минеральных ресурсов, включая разведочное бурение, драгирование и другую поверхностную или глубинную выемку грунта, необходимую для определения природы и размеров месторождений минеральных ресурсов и возможности их разработки, но исключая опытно-промышленные работы или промышленное производство.

10. "Разработка" означает деятельность, включая материально-техническое обеспечение, которая следует после разведки и направлена или связана с эксплуатацией конкретных месторождений минеральных ресурсов, включая опытно-промышленные работы, деятельность по переработке, хранению и транспортировке.

11. "Оператор" означает:

(a)

Сторону; или

(b)

орган или учреждение Стороны; или

(c)

юридическое лицо, учрежденное в соответствии с законодательством Стороны, или

(d)

совместное предприятие, состоящее исключительно из любого сочетания любых компонентов, указанных выше,

и который проводит освоение минеральных ресурсов Антарктики и для которого имеется Поручившееся государство.

12. "Поручившееся государство" означает Сторону, с которой Оператор имеет существенную и подлинную связь, будучи:

(а)

в случае Стороны - этой Стороной;

(b)

в случае органа или учреждения Стороны - этой Стороной;

(с)

в случае юридического лица, иного, чем орган или учреждение Стороны - Стороной:

(i)

в соответствии с законодательством которой это юридическое лицо учреждено и чье законодательство распространяется на него без ущерба для какого-либо другого законодательства, которое может применяться, и

(ii)

на территории которой управление этого юридического лица находится, и

(iii)

под чьим эффективным контролем это юридическое лицо находится;

(d)

в случае совместного предприятия, не являющегося юридическим лицом:

(i)

когда управляющий член совместного предприятия является Стороной или органом или учреждением Стороны - этой Стороной; или

(ii)

в любом другом случае, когда по отношению к Стороне управляющий член совместного предприятия удовлетворяет требованиям подпункта (с) выше - этой Стороной.

13. "Управляющий член совместного предприятия" означает того члена, которого участвующие в совместном предприятии члены путем соглашения между ними назначили ответственным за центральное управление совместным предприятием, включая функции организации и надзора за осуществляемой деятельностью, а также контроля за имеющимися финансовыми средствами.

14. "Эффективный контроль" означает способность Поручившегося государства обеспечить наличие существенных ресурсов Оператора для целей, связанных с осуществлением настоящей Конвенции, путем размещения таких ресурсов на территории Поручившегося государства или иным образом.

15. "Ущерб антарктической окружающей среде или зависящим от нее или связанным с ней экосистемам" означает любое воздействие на живые или неживые компоненты этой окружающей среды или этих экосистем, включая вред атмосферной, морской или наземной формам жизни, кроме того, которым можно пренебречь или того, который оценен и признан приемлемым на основе настоящей Конвенции.

16. "Комиссия" означает Комиссию по минеральным ресурсам Антарктики, учреждаемую в соответствии со Статьей 18.

17. "Комитет по регулированию" означает Комитет по регулированию минеральных ресурсов Антарктики, учреждаемый в соответствии со Статьей 29.

18. "Консультативный комитет" означает Консультативный комитет по научным и техническим вопросам и вопросам окружающей среды, учреждаемый в соответствии со Статьей 23.

19. "Специальное совещание Сторон" означает совещание, указанное в Статье 28.

20. "Арбитражный трибунал" означает Арбитражный трибунал, учреждаемый в соответствии с Приложением, которое составляет неотъемлемую часть настоящей Конвенции.

Статья 2

Цели и общие принципы

1. Настоящая Конвенция является неотъемлемой частью системы Договора об Антарктике, включающей Договор об Антарктике, действующие меры в соответствии с этим Договором и связанные с ним отдельные правовые документы, первоочередная цель которых - гарантировать, чтобы Антарктика продолжала всегда использоваться исключительно в мирных целях и не стала ареной или предметом международных разногласий. Стороны обеспечивают посредством настоящей Конвенции, устанавливаемых ею принципов, предписываемых ею правил, создаваемых ею органов и принимаемых в соответствии с ней решений средства для:

(a)

оценки возможного воздействия освоения минеральных ресурсов Антарктики на окружающую среду;

(b)

определения приемлемости освоения минеральных ресурсов Антарктики;

(c)

регулирования проведения такого освоения минеральных ресурсов Антарктики, какое может быть сочтено приемлемым; и

(d)

обеспечения того, чтобы любое освоение минеральных ресурсов Антарктики проводилось в строгом соответствии с настоящей Конвенцией.

2. Осуществляя настоящую Конвенцию, Стороны обеспечивают, чтобы освоение минеральных ресурсов Антарктики, если таковое будет иметь место, проводилось таким образом, чтобы соответствовать всем компонентам системы Договора об Антарктике и вытекающим из них обязательствам.

3. В отношении освоения минеральных ресурсов Антарктики, если таковое будет иметь место, Стороны признают особую ответственность Консультативных Сторон Договора об Антарктике за охрану окружающей среды и необходимость:

(a)

охранять антарктическую окружающую среду и зависящие от нее и связанные с ней экосистемы;

(b)

уважать значение Антарктики для глобальной окружающей среды и ее влияние на эту среду;

(c)

уважать другие правомерные виды использования Антарктики;

(d)

уважать научную ценность, эстетические качества и первозданность природы Антарктики;

(е)

обеспечивать безопасность операций в Антарктике;

(f)

способствовать созданию возможностей для справедливого и эффективного участия всех Сторон; и

(g)

принимать во внимание интересы международного сообщества в целом.

     

Статья 3

Запрещение освоения минеральных ресурсов
Антарктики вне настоящей Конвенции


Никакое освоение минеральных ресурсов Антарктики не проводится иначе как в соответствии с настоящей Конвенцией и действующими мерами, принятыми на ее основе, а в случае разведки или разработки - с Планом управления, одобренным на основе Статьи 48 или Статьи 54.

Статья 4

Принципы вынесения заключений относительно
освоения минеральных ресурсов Антарктики

1. Решения относительно освоения минеральных ресурсов Антарктики должны быть основаны на информации, достаточной для вынесения обоснованных заключений о его возможных воздействиях, и никакая деятельность по освоению не должна иметь места до тех пор, пока не имеется такой информации для принятия решений, имеющих отношение к этой деятельности.

2. Никакое освоение минеральных ресурсов Антарктики не должно иметь места до тех пор, пока не вынесено заключение, основанное на оценке его возможных воздействий на антарктическую окружающую среду и на зависящие от нее и на связанные с ней экосистемы, о том, что данная деятельность не вызовет:

(а)

значительных отрицательных влияний на качество воздуха и воды;

(b)

значительных изменений в атмосферной, наземной и морской средах;

(с)

значительных изменений в распределении, количестве или продуктивности популяций видов фауны или флоры;

(d)

дальнейшей опасности для уже находящихся под угрозой исчезновения видов или популяций таких видов; или

(e)

ухудшения или существенного риска для районов особого биологического, научного, исторического, эстетического значения или имеющих значение ввиду первозданности природы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»