4.1. Укомплектованность штатов образовательного учреждения
4.1.1. Общие требования
Порядок и условия распределения функциональных обязанностей педагогических работников регламентируются локальными актами образовательного учреждения (трудовыми договорами, приказами, распоряжениями, должностными инструкциями и др.) в зависимости от вида применяемой ДОТ и степени их сочетания в учебном процессе.
Оптимальное количество преподавателей (штатное расписание), а также соотношение численности преподавателей, выполняющих различные функции, определяется образовательным учреждением самостоятельно, исходя из уровня реализуемых им образовательных программ, методики образовательного процесса, структуры и удельного веса обучающихся по отдельным образовательным программам и формам их освоения в общей численности, регионального распределения численности обучающихся, динамики регионального развития распределенной системы образовательного учреждения.
Общая укомплектованность штатов профессорско-преподавательского состава должна быть не менее 90% (число вакансий в штатном расписании не более 10%). Количество профессоров и преподавателей в образовательном учреждении должно быть достаточным для полного обеспечения реализации учебного процесса в соответствии с требованиями ГОС, требованиями и настоящими Требованиями.
Укомплектованность штатов профессорско-преподавательского состава, имеющего в образовательном учреждении основное место работы (штатные преподаватели), должна составлять не менее 20% к третьему году работы; при этом внутренние штатные совместители учитываются.
4.2. Образовательный ценз профессорско-преподавательского состава
Все преподаватели должны иметь высшее профессиональное образование и документ установленного образца об освоении курса повышения квалификации (в объеме не менее 72 часов) или профессиональной переподготовки, направленные на изучение специальных методов обучения в новой информационно-образовательной среде для реализации различных видов ДОТ в соответствии с принятой образовательным учреждением методикой образовательного процесса.
Не менее 70% штатных преподавателей, привлекаемых к осуществлению образовательного процесса с использованием ДОТ, должны иметь ученую степень или ученое звание.
4.3. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава
Образовательное учреждение обязано сформировать требования к различным группам преподавателей в зависимости от используемой ДОТ и методики образовательного процесса, обеспечивающие владение преподавателями технологиями и педагогическими методами, используемыми в учебном процессе.
Соответствующие образовательные программы должны включать в себя вариативный набор дисциплин, в результате освоения которых преподаватели в зависимости от выполняемых функций должны соответствовать определенным требованиям из следующего перечня:
- уметь подготовить и провести групповые занятия (используя как традиционные технологии обучения, так и опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя) с использованием игровых, тренинговых и других технологий проведения активных групповых занятий;
- уметь создавать эффективно функционирующие учебные группы (команды) и обеспечивать единство учебной, социально-коммуникативной и профессиональной сред;
- обладать специальными знаниями и умениями в области организации мониторинга качества знания, проверки, рецензирования, руководства написанием контрольных и курсовых работ, в том числе проектных и исследовательских, выполняемых группой удаленных друг от друга и от преподавателя студентов;
- владеть техникой (методы и приемы) индивидуальных учебных консультаций, включая консультации через Интернет;
- владеть компьютерными информационными и коммуникационными технологиями, прежде всего методами работы в электронных информационных сетях;
- уметь обеспечивать процесс эффективного педагогического планирования, конструирования и разработки учебных курсов или модулей образовательных программ с применением ДОТ.
Руководитель Департамента
лицензирования, аккредитации
и аттестации
Е.Н.Геворкян
Текст документа сверен по:
"Официальные документы в образовании",
N 6, январь, 2004 год