Действующий

Методические указания. Организация дифференцированного флюорографического обследования населения с целью выявления заболеваний органов грудной полости

Планирование обследований


В городах с численностью населения 100 тыс. и выше человек планирование массовых осмотров проводится главными врачами амбулаторно-поликлинических учреждений районов, заведующими рентгеновскими отделениями этих учреждений, главными врачами противотуберкулезных диспансеров и центров санэпиднадзора. В городах с численностью населения менее 100 тыс.человек планирование осуществляется в масштабах города с участием аналогичных служб.

Планы утверждаются руководителем Комитета по здравоохранению и главами соответствующих территориальных образований.

В сельской местности планирование массовых проверочных флюорографических осмотров осуществляют на базе ЦРБ заместитель главного врача совместно с заведующим рентгеновским отделением, главным врачом противотуберкулезного диспансера (врачом-фтизиатром ЦРБ), главным врачом Центра санэпиднадзора. При планировании обследований населения округов Крайнего Севера следует учитывать пути миграции и сезонность продвижения кочующего населения.

Календарный план флюорографического обследования разрабатывают с учетом численности населения по контингентам, количества флюорографической аппаратуры, норм нагрузки, местных условий (расстояние, состояние дорог), периодичности обследования и максимального использования флюорографической аппаратуры.

Кроме календарного плана рентгенолог составляет месячный план и график осмотров на каждую флюорографическую установку (кабинет). При этом учитывают численность подлежащего осмотру населения, время, необходимое для перевозки аппаратуры, монтаж и демонтаж (для подвижных рентгенофлюорографических установок - ПРФУ), профилактический ремонт, техническое состояние аппаратуры и транспорта.

Количество лиц, прошедших обследование, учитывают по картотеке. В городах контингенты населения, подлежащие флюорографическому обследованию, распределяют по территориально-производственному принципу.

1. "Обязательные контингенты" - работники учреждений и предприятий, определенные совместным приказом Минздравмедпрома России и Госсанэпиднадзора России, для работы на которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии со статьей 21 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан". Обследуют эти контингенты в поликлиниках, медсанчастях, противотуберкулезных диспансерах или непосредственно на производстве. Точный численный состав этих групп населения сообщают центры санэпиднадзора.

2. "Организованное население" - этим термином условно обозначают работников производств, учреждений, учащихся средних и высших учебных заведений и др., для обследования которых используют передвижные флюорографические установки (в ряде случаев обследование производят на стационарных флюорографах). Точное число работающих сотрудников и учащихся представляет администрация учреждений (завода, фабрики, школы, вуза и т.д.).

3. "Работники мелких предприятий" - этим термином условно обозначают работников учреждений, производств, которые не имеют своих медсанчастей и здравпунктов. Эти контингенты обследуют в близлежащих поликлиниках или противотуберкулезных диспансерах. Число учреждений и работающих в них сотрудников уточняется медицинской участковой сетью в отделах администрации районов.

4. "Неорганизованное население" - к данному контингенту относят неработающих (в том числе пенсионеров), инвалидов, беженцев, переселенцев, БОМЖей и др. Этот контингент в городе обследуют в поликлиниках по месту жительства (временного проживания). Их численность сообщается участковыми медицинскими сестрами на основании данных отделов социального обеспечения, отделов управления внутренних дел, подворных обходов и др. Для переселенцев и лиц БОМЖ составляется отдельная картотека.

"Неорганизованное население" сельской местности обследуют в ЦРБ или (при отсутствии в районе флюорографического кабинета) передвижными флюорографическими установками противотуберкулезного диспансера или больницы.