Действующий

Методические указания. Организация дифференцированного флюорографического обследования населения с целью выявления заболеваний органов грудной полости

Организация профилактических флюорографических обследований


Правовые основы для проведения флюорографических обследований населения. В административных территориях Российской Федерации (республиках, автономных областях, автономных округах, краях, областях, городах), где показатель заболеваемости превышает 30 случаев на 100 тыс. населения, целесообразно принять закон (или иной правовой акт) о мерах по защите населения от туберкулезной инфекции и ограничению ее распространения на основании "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (статьи 6, 7, 17). Подготовить и утвердить межведомственную программу по борьбе с туберкулезом. Мировой опыт свидетельствует о том, что борьба с туберкулезом должна быть организована по принципу "горизонтальной" программы, т.е. противотуберкулезные мероприятия наиболее эффективны, если они осуществляются на первичном уровне системы здравоохранения.

Закон (или правовой акт) должен гарантировать право каждого гражданина на снижение риска заражения туберкулезом и определить обязанности граждан, органов управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальных и частных систем здравоохранения по обеспечению мер, препятствующих распространению туберкулеза. Обязательным пунктом правового акта по профилактике туберкулеза должно стать проведение дифференцированных флюорографических обследований населения, так как этот метод активного выявления ранних форм туберкулеза легких и других заболеваний органов грудной полости пока не имеет альтернативы.

Периодичность флюорографического обследования и группы населения, подлежащие особому вниманию (за исключением профессий, для выполнения которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии со ст.21 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан"), определяются местными органами здравоохранения на основании анализа заболеваемости населения и путей выявления туберкулеза легких в конкретных условиях территорий. Ориентировочный перечень групп населения и периодичность обследований приведены в документе.

В целях усиления контроля за эффективностью флюорографических обследований целесообразно создание при Комитете по здравоохранению территорий (республиканских, краевых, областных, городских) методического координационного совета по флюорографии, возглавляемого заместителем руководителя Комитета по здравоохранению (приложение N 2). В состав совета следует ввести главных специалистов по рентгенологии, фтизиатрии, пульмонологии, онкологии, санитарно-эпидемиологическому надзору. Для оперативной работы в районах рационально создание районных советов по флюорографии (приложение N 3).

Ответственность за организацию привлечения населения к флюорографическим обследованиям возлагается на главных врачей поликлиник, заведующих амбулаториями и здравпунктами; в сельской местности - на главных врачей центральных районных и участковых больниц, фельдшеров ФАПов.

Методическое руководство и контроль за работой флюорографических кабинетов осуществляют:

- по разделам качества рентгенодиагностики, ведения документации и преемственности в обследовании больных между лечебно-профилактическими учреждениями - отделения лучевой диагностики и интраскопии рентгеновской службы;

- по разделу своевременного выявления легочных заболеваний - городские и районные флюоросоветы.

Качество проводимых флюорографических обследований обеспечивают заведующие отделениями лучевой диагностики, рентгеновскими отделениями (кабинетами), которые участвуют в их планировании, организуют дообследования, работают с врачами лечебно-профилактических и противотуберкулезных учреждений. Планирование, учет, отчетность рентгенофлюорографических обследований проводятся по данным индивидуального картотечного учета населения.