Недействующий

О порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов депутатов трудящихся (с изменениями на 26 февраля 1992 года) (утратило силу с 01.02.2020 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 13.01.2020 N 7)

Глава II

Принятие мер к охране наследственного имущества

65. Должностные лица исполнительных комитетов по месту открытия наследства (по последнему постоянному месту жительства наследодателя, а если оно неизвестно - по месту нахождения наследственного имущества или его основной части) по сообщению граждан, государственных учреждений, предприятий и организаций либо по своей инициативе принимают меры к охране наследственного имущества, когда это необходимо в интересах наследников, отказополучателей, кредиторов или государства. Должностные лица исполнительных комитетов, принявшие меры к охране наследственного имущества, сообщают об этом государственной нотариальной конторе по месту открытия наследства.

66. Если имущество наследодателя или его часть находятся не в месте открытия наследства, должностное лицо исполнительного комитета по месту открытия наследства посылает государственному нотариусу или должностному лицу исполнительного комитета по месту нахождения наследственного имущества поручение о принятии мер к его охране.

Должностное лицо исполнительного комитета, принявшее меры к охране наследственного имущества, сообщает государственной нотариальной конторе по месту открытия наследства о принятии указанных мер.

67. Сообщения граждан, организаций о наличии имущества, оставшегося после смерти умершего, а также поручения государственных нотариусов и должностных лиц других исполнительных комитетов о принятии мер к охране наследственного имущества регистрируются в книге учета заявлений о принятии мер к охране наследственного имущества.

68. Для охраны наследственного имущества должностные лица исполнительных комитетов производят опись (составляют акт описи) имущества и передают его на хранение наследникам или другим лицам.

Опись наследственного имущества производится при участии заинтересованных лиц, пожелавших принять участие в описи, и не менее двух понятых.

В акте описи должны быть указаны дата поступления сообщения о наличии имущества, оставшегося после смерти умершего, или поручения о принятии мер к охране наследственного имущества; дата производства описи, фамилии, имена, отчества и адреса лиц, участвующих в описи; фамилия, имя, отчество наследодателя, время его смерти и место нахождения описываемого имущества, данные о том, было ли опечатано помещение до явки должностного лица исполнительного комитета и кем, не нарушена ли пломба или печать; подробная характеристика и оценка каждого из перечисленных в нем предметов и процент их износа. Оценка описанных предметов производится по государственным розничным ценам (с учетом их износа), а предметов, на которые нет розничных цен, - по заключению сведущих лиц.

Жилые дома оцениваются по инвентаризационной оценке, а в местности, где инвентаризация не проведена, - по страховой оценке (обязательное окладное страхование).

В случае несогласия с оценкой наследники вправе пригласить специалиста-оценщика. Оплата труда специалиста производится наследниками.

На каждой странице акта подводится общий итог количества предметов и их стоимость.

В акт описи включается все имущество, находящееся в квартире умершего. Заявления соседей и других лиц о принадлежности им отдельных вещей заносятся в акт описи, а заинтересованным лицам разъясняется порядок обращения в суд с иском об исключении этого имущества из описи:

Если производство описи имущества прерывается (перерыв на обед, окончание рабочего дня и т.д.) или продолжается несколько дней, помещение каждый раз опечатывается должностным лицом исполнительного комитета. В акте описи делается запись о причинах и времени прекращения описи и ее возобновлении, а также о состоянии пломб и печатей при последующих вскрытиях помещения.

В конце акта указывается фамилия, имя, отчество, год рождения, местожительство лица, которому передано на хранение описанное имущество, наименование, номер, дата выдачи документа, удостоверяющего его личность, и наименование учреждения, выдавшего документ.

Акт описи наследственного имущества составляется не менее чем в трех экземплярах, один из которых выдается гражданину, принявшему имущество на хранение, другой направляется в государственную нотариальную контору по месту открытия наследства, третий остается в исполнительном комитете Совета депутатов трудящихся.

Акт описи подписывается должностным лицом исполнительного комитета, заинтересованными лицами (если они принимали участие в описи) и понятыми.

Если принять меры к охране наследственного имущества не представляется возможным (наследники или другие лица, проживавшие с наследодателем, возражают против описи, не представляют имущество к описи, либо имущество вывезено и т.п.), должностное лицо исполнительного комитета составляет об этом акт и уведомляет заинтересованных лиц, а в необходимых случаях - финансовый орган или прокурора.

69. Если в составе наследства имеется имущество, требующее управления (жилой дом, скот и т.п.), а также в случае предъявления иска кредиторами наследодателя до принятия наследства наследниками, исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся назначает над наследственным имуществом опекуна.

70. Опекуны и другие лица, которым передано на хранение наследственное имущество, предупреждаются об уголовной ответственности по статье 185 Уголовного кодекса РСФСР за растрату, отчуждение или сокрытие наследственного имущества и о материальной ответственности за причиненные убытки.

О передаче имущества на хранение указанным лицам и сделанном предупреждении от них отбирается подписка. Она может быть изложена на акте описи наследственного имущества или на экземпляре решения исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся о назначении над наследственным имуществом опекуна.

71. Оставшиеся после умершего денежные суммы сдаются в учреждения Государственного банка СССР на депозитный счет государственной нотариальной конторы.

Золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в монетах, слитках и сыром виде, иностранная валюта и выписанные в иностранной валюте платежные документы (векселя, чеки, переводы и т.п.), иностранные фондовые ценности (акции, облигации, купоны к ним и т.п.), изделия из драгоценных металлов, драгоценных камней и жемчуга, а также драгоценные камни и жемчуг сдаются в учреждение Государственного банка СССР на хранение.

Ценности на сумму менее 50 рублей оставляются на хранении у лица, которому передано на хранение наследственное имущество.

В исполнительном комитете Совета депутатов трудящихся ведется книга учета ценностей, в которой регистрируются указанные ценности.

Оружие (кроме охотничьего) и взрывчатые вещества, оказавшиеся в составе имущества умершего, сдаются органам внутренних дел по особой описи.

Если в составе описанного имущества окажутся произведения искусства, ценные рукописи, литературные труды, письма, имеющие историческое или научное значение, они включаются в отдельные описи и сдаются на хранение наследникам или соответствующим организациям. В случае необходимости, например, при отсутствии наследников, должностное лицо исполнительного комитета опечатывает документы или хранилища с документами и ценными вещами.