МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР


ПРИКАЗ


от 3 апреля 1991 года N 54



О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию медицинской помощи пострадавшим от ожогов в РСФСР  



Работа, проводимая Министерством здравоохранения РСФСР, его органами и учреждениями на местах, республиканским ожоговым центром по совершенствованию специализированной медицинской помощи больным с ожоговой травмой позволила расширить сеть ожоговых отделений, укомплектовать их квалифицированными специалистами, разработать и внедрить в практику новые методы лечения.

В Российской Федерации функционирует 3858 ожоговых коек, что на 11% превышает их количество в 1985 году, развернуто 71 специализированное отделение, в т.ч. 5 детских.

Специализированную медицинскую помощь пострадавшим от ожогов оказывают около 400 специалистов, последипломная подготовка которых проводится на базе республиканского ожогового центра Нижегородского НИИ травматологии и ортопедии.

С 1991 года планируется обучение специалистов РСФСР на базе Всесоюзного детского ожогового центра Минздрава СССР и Советского детского фонда им.В.И.Ленина и кафедры термической травмы факультета усовершенствования врачей Нижегородского мединститута.

Внедрение активной хирургической тактики в лечение больных с глубокими и обширными ожогами, открытого бесповязочного метода лечения ожоговых ран, сетчатых кожных трансплантатов, химического и ферментативного некролиза, коррекции белкового и углеводного обмена определило качественно новый уровень оказания медицинской помощи данной категории больных.

Вместе с тем рост ожогового травматизма, связанный с участившимися в последние годы катастрофами и другими чрезвычайными происшествиями, высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности и инвалидизации населения по причине ожоговой травмы, требуют разработки и решения ряда вопросов по совершенствованию этого вида специализированной медицинской помощи.

В РСФСР в 1990 году количество пострадавших от ожогов составило 652 тыс., в т.ч. 135 тыс. детей или 441 случай на 100 тыс. населения (СССР - 384 сл.).

Ежегодно погибает от ожогов более 25 тыс. пострадавших, в т.ч. 5,5 тыс. детей (17,0 на 100 тыс. населения). Общая летальность составляет 2,2 процента, а среди детей в 26 административных территориях РСФСР она превышает среднереспубликанский - 1,3 процента.

Обеспеченность ожоговыми койками 0,26 на 10 тыс. населения, при нормативе 0,4, позволяет госпитализировать только 22,8% больных, в т.ч. 32,8% детей, нуждающихся в специализированном лечении в ожоговых отделениях или на койках данного профиля.

Около 17% ожоговых коек развернуты в хирургических и травматологических отделениях, где финансирование, медико-техническое и медикаментозное обеспечение осуществляется без учета потребности и особенностей лечения ожоговых больных.

Лечебно-профилактические учреждения испытывают трудности в оснащении дерматомами, потребность в которых удовлетворяется только на 10%, аэротерапевтическими установками (29,5%), в снабжении кровозаменителями, белковыми препаратами крови, антибиотиками широкого спектра действия, антисептиками, гормональными препаратами. Не решается вопрос производства отечественных или закупки импортных специальных кроватей и пневматических матрацев для лечения ожоговых больных.

Неудовлетворительная материально-техническая база отделений не позволяет использовать весь комплекс лечебно-профилактических и организационных мероприятий для оказания медицинской помощи обожженным в соответствии с современными требованиями.

Несоблюдение принципов этапности в эвакуации и лечении приводит к неправильному распределению больных по тяжести ожоговой травмы и отрицательно сказывается на исходах лечения.

Недостаточное развитие сети специализированных детских отделений, отсутствие в ожоговых отделениях для взрослых и детей врачей-педиатров, специалистов по детской комбустиологии, условий для пребывания с детьми матерей по уходу снижают качество лечения и выхаживания обожженных детей.

Отсутствие в ожоговых отделениях блоков реанимации и интенсивной терапии при наличии более 30% больных с тяжелой ожоговой травмой, не позволяет проводить в полном объеме интенсивную инфузионно-медикаментозную терапию, что приводит к развитию осложнений и отрицательно влияет на исход заболевания.

Не решены вопросы амбулаторно-поликлинической помощи больным с ожогами, их диспансерного наблюдения, реабилитации, в том числе санаторно-курортного лечения, реконструктивно-восстановительных операций.

Немаловажным фактором, сдерживающим развитие ожоговой службы, повышения качества лечения и улучшения исходов ожоговой травмы является недостаточное финансирование лечебно-диагностического процесса. По РСФСР на один курс лечения расходуется от 300 до 1700 руб., в то время как по данным республиканского ожогового центра эти затраты должны составлять от 1500 до 1800 руб.

Высокая интенсивность труда, значительная психоэмоциональная нагрузка, повышенный уровень инфекционно-аллергических заболеваний среди сотрудников ожоговых отделений способствует текучести кадров (в среднем более 30%) и недостаточной укомплектованности ожоговых отделений врачами, средним и младшим медперсоналом.

Руководителями органов здравоохранения не организована подготовка на базах ожоговых отделений республиканских, краевых и областных больниц хирургов, травматологов, анестезиологов-реаниматологов, врачей скорой медицинской помощи и санитарной авиации по вопросам комбустиологии.

Недостаточно внимание ученых научно-исследовательских и медицинских институтов РСФСР к проблеме "термическая травма". Только 4 института РСФСР ведут научные исследования по данной тематике.

В целях устранения недостатков в организации медицинской помощи больным с ожогами и их последствиями, ее дальнейшего развития и совершенствования

приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Инструктивно-методические указания по стандартам и объемам медицинской помощи больным с ожогами на различных этапах эвакуации и лечения (приложение 1).

1.2. Перечень межтерриториальных ожоговых центров (приложение 2).

1.3. Положения:

- о республиканском ожоговом центре (приложение 3);

- о межтерриториальном ожоговом центре (приложение 4);

- об областном (краевом, городском) ожоговом отделении (приложение 5);

- о детском ожоговом отделении (приложение 6);

- об отделении (блоке) реанимации и интенсивной терапии ожогового центра (отделения) (приложение 7).

1.4. Примерные штатные нормативы и структура республиканского (РСФСР), межтерриториального, областного ожоговых центров (отделений) (приложение 8).

1.5. Примерный перечень специального оборудования и инструментария для ожоговых отделений (центров) (приложение 9).

1.6. Примерный перечень медикаментов и перевязочных средств и их годовая потребность для ожоговых отделений (центров) (приложение 10).

1.7. Примерный перечень и годовая потребность в крови и ее препаратах ожоговых отделений и центров (приложение 11).

1.8. Планы повышения квалификации взрослых и детских специалистов на базе республиканского ожогового центра на 1991-1995 годы (приложение 12).

1.9. Временный прейскурант цен на оказание стационарной помощи больным с ожоговой травмой (приложение 13).

2. Назначить главным внештатным специалистом Минздрава РСФСР по термической травме директора Нижегородского НИИ травматологии и ортопедии Минздрава РСФСР, доктора медицинских наук, профессора Азолова Вадима Владимировича.

3. Считать головным консультативно-лечебным, учебным (последипломная подготовка), научно-методическим учреждением по проблеме ожоговой травмы у взрослых и детей в РСФСР Нижегородский НИИ травматологии и ортопедии Минздрава РСФСР (директор т.Азолов В.В.).

4. Руководителям органов здравоохранения административных территорий, поименованных в приложении 2, создать в 1991-1992 годах межтерриториальные ожоговые центры для взрослых и детей, обеспечив их деятельность в соответствии с положением о них, примерными штатными нормативами и структурой, табелем оснащения и на основе взаиморасчетов с органами здравоохранения условно прикрепленных территорий (приложения 4, 8, 9, 10, 11).

5. Министрам здравоохранения республик, входящих в РСФСР, заведующим областными и краевыми отделами здравоохранения, начальникам главных управлений и управлений здравоохранения:

5.1. В течение 1 полугодия 1991 года проанализировать причины ожогового травматизма, состояние специализированной медицинской помощи больным с ожогами (взрослым и детям) и разработать перспективную комплексную программу ее развития, совершенствования организации, планирования и финансирования в условиях нового хозяйственного механизма в здравоохранении.

5.2. В качестве первоочередных мероприятий по совершенствованию медицинской помощи взрослым и детям, пострадавшим от ожогов:

5.2.1. Завершить к 1993 году организацию ожоговых отделений в республиканских, краевых, областных, многопрофильных городских больницах на 40 и более коек в зависимости от потребности населения в этом виде специализированной медицинской помощи.

5.2.2. В административных территориях с численностью населения свыше 2 млн. человек открыть детские ожоговые отделения из расчета 0,15 коек на 10 тыс. населения.

5.2.3. В течение 1991-1993 годов реорганизовать структуру ожогового коечного фонда путем закрытия коек этого профиля в хирургических, травматологических и других отделениях и расширения действующих (создание новых) ожоговых отделений, не допуская при этом снижения достигнутого уровня обеспеченности ожоговыми койками.

5.2.4. Обеспечить безусловное выполнение принципов этапности и лечения на основе стандартов оптимального объема медицинской помощи больным с ожоговой травмой (приложение 1).

Повысить ответственность медицинских работников за полноту и своевременность оказания медицинской помощи больным с ожоговой травмой.

5.2.5. Организовать восстановительное лечение детей с ожоговой травмой на базе детских ортопедических санаториев, для чего закрепить в них необходимое количество мест.

5.2.6. Предусмотреть обучение врачей-хирургов, травматологов, анестезиологов-реаниматологов, педиатров городских и центральных районных больниц, врачей амбулаторно-поликлинических учреждений скорой медицинской помощи и санавиации методам оказания медицинской помощи обожженным взрослым и детям на этапах медицинской эвакуации.

5.2.7. Обязать главных врачей лечебно-профилактических учреждений, имеющих ожоговые отделения, создать в 1991-1992 годах:

- круглосуточную экстренную помощь больным с ожогами;

- блоки (отделения) реанимации и интенсивной терапии в ожоговых отделениях (центра), укомплектовав их соответствующими специалистами (приложение 7);

- стационары дневного пребывания для оказания медицинской помощи больным с ограниченными ожогами и выздоравливающих;

- палаты, при необходимости отдельную операционную, для проведения реконструктивно-восстановительной и пластической хирургии;

- детские палаты и палаты-изоляторы для лечения интеркурентных инфекций (в отделениях для взрослых и детей), а также условия для пребывания с детьми матерей по уходу.

5.2.8. О выполнении пункта 3.2 доложить Минздраву РСФСР к 1 февраля 1993 и 1994 годам.

5.3. Предусмотреть с 1992 года в бюджете здравоохранения денежные средства на оплату лечения больных (взрослых и детей), направляемых в республиканский и межтерриториальные ожоговые центры, руководствуясь временным прейскурантом цен (приложение 13).

5.4. При оснащении ожоговых отделений руководствоваться перечнем оборудования, аппаратуры и инструментария, утвержденным приложением 9.

6. Генеральным директорам производственных объединений "Фармация" административных территорий, указанных в приложении 2, предусмотреть первоочередное снабжение медикаментами, кровезаменителями и перевязочными средствами республиканского и межобластных ожоговых центров в соответствии с заявками и потребностью (приложение 10, 11).

7. Директору Нижегородского научно-исследовательского института травматологии и ортопедии т.Азолову В.В. и руководителю республиканского ожогового центра т.Жегалову В.А.:

7.1. До 01.09.91 совместно с директорами научно-исследовательских и ректорами медицинских институтов определить научные направления по проблеме "Термическая травматология" и представить скоординированный экономически обоснованный план научных исследований по актуальным вопросам профилактики, лечения и реабилитации ожоговых больных, в том числе детей.

7.2. В течение 1991-1992 годов разработать и представить:

7.2.1. Типовые должностные инструкции для специалистов ожогового отделения, использовав их при разработке программ обучения и аттестации.

7.2.2. Инструкцию по лечебной деятельности и объему медицинских услуг для ожоговых отделений различных мощностей и уровней (межрайонный, городской, областной, межтерриториальный, республиканский) для проведения лицензирования лечебно-профилактических учреждений при переходе здравоохранения на страховую медицину.

7.2.3. Клинико-статистические группы и медико-экономические стандарты для ожоговых отделений различных мощностей и уровней и на этапах эвакуации обожженных (после утверждения Минздравом РСФСР соответствующей методики).

7.3. Программы:

- подготовки врачей на базе республиканских, краевых, областных ожоговых отделений (центров) по оказанию медицинской помощи обожженным взрослым и детям на этапах медицинской эвакуации;

- тематического усовершенствования специалистов ожоговых отделений по вопросам термической травмы на базе межобластных ожоговых центров.

7.4. Методические рекомендации по организации комплексной медицинской реабилитации обожженных в амбулаторно-поликлинических условиях, используя опыт организации амбулаторного центра промышленной реабилитации Горьковского автомобильного завода.

8. Руководителю Башкирского межтерриториального ожогового центра т.Крыкле А.С. к 01.05.91 представить на утверждение методические рекомендации по организации амбулаторной специализированной помощи и диспансерного наблюдения за больными, перенесшими ожоговую травму.

9. Директору научно-исследовательского института педиатрии и детской хирургии т.Вельтищеву Ю.Е.:

9.1. В 1991 году разработать программы лечебного обеспечения детей с разной степенью тяжести термической травмы.

9.2. В IV квартале 1992 года представить результаты научной разработки метода профилактики образования рубцов после термической травмы у детей с использованием бальнеологических факторов.

10. Ректору Нижегородского медицинского института т.Шкарину В.В. и директору Нижегородского НИИ травматологии и ортопедии т.Азолову В.В. создать в 1992 году республиканское научно-учебно-производственное объединение "Термические поражения" на основе творческого содружества Нижегородских НИИ травматологии и ортопедии и мединститута.

Положение о деятельности объединения и кандидатуру его руководителя представить на утверждение 01.10.91.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»