Недействующий

Об утверждении Положения о среднем профессионально-техническом училище (с изменениями на 22 февраля 1988 года) (не действует на территории Российской Федерации с 21.02.2020 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 N 80)

Раздел II

Организация учебно-воспитательного процесса

15. Учебно-воспитательный процесс в среднем профессионально-техническом училище осуществляется на основе ленинского принципа соединения обучения с производительным трудом, направлен на подготовку учащихся к высокопроизводительному, творческому труду, воспитание у них социально-политической и общественно-трудовой активности и обеспечивает строгую преемственность обучения и воспитания учащихся с общеобразовательной школой.

16. Учебно-воспитательный процесс включает теоретическое обучение, производственное обучение и производственную практику, физическое воспитание и начальную военную подготовку, а также внеучебную воспитательную работу с учащимися.

Содержание и организация учебно-воспитательного процесса определяются учебными планами, программами и другими учебно-методическими документами, разрабатываемыми и утверждаемыми Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию.

17. Теоретическое обучение включает изучение общественных, общеобразовательных, общетехнических и специальных дисциплин и осуществляется с учетом политехнической и практической направленности преподавания. Теоретическое обучение призвано обеспечить прочное овладение учащимися основами наук, техническими, агрономическими, экономическими и другими специальными дисциплинами, раскрывающими тенденции и перспективы научно-технического и социального прогресса, выработку навыков и умений применять полученные знания на практике, особенно для создания и эксплуатации новой техники, автоматизированных производств с использованием компьютеров, роботов, микропроцессорных средств и гибких технологий.

Уровень общеобразовательной подготовки в училище должен соответствовать единому уровню общего среднего образования, установленному в стране.

Учащимся предоставляется возможность углубленного изучения по их выбору отдельных предметов с помощью факультативных и кружковых занятий.

18. Производственное обучение и производственная практика являются основой профессиональной подготовки учащихся и включают:

обучение учащихся в учебно-производственных мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебном хозяйстве училища, а также в цехах и на участках, полях и фермах, предоставляемых училищу базовым предприятием. Профессиональные умения и навыки учащиеся приобретают в процессе изготовления полезной продукции, выполнения сложных видов работ, как правило, по заказам базового предприятия и органов профессионально-технического образования;

обучение непосредственно на рабочих местах в условиях производства с целью прочного овладения учащимися практическими навыками и умениями эффективного использования новой техники и технологии, опытом новаторов производства, прогрессивными формами организации труда, а также воспитание у учащихся высокой культуры труда, чувства бережливости, ответственности за порученное дело;

производственную практику на базовом предприятии, которая имеет целью достижение установленного уровня квалификации по профессии, завершает профессиональное обучение и обеспечивает социальную, психологическую и профессиональную адаптацию учащихся в трудовом коллективе этого предприятия.

Производственное обучение и производственная практика учащихся проводятся, как правило, на предприятии, где учащиеся будут работать после окончания училища, под руководством мастеров производственного обучения училища в составе лучших бригад и звеньев, комсомольско-молодежных коллективов, особенно в тех, где внедрен хозрасчет и оплата труда производится по конечным результатам. Для руководства практикой учащихся привлекаются передовики и новаторы производства, ветераны труда, опытные наставники.

Учащиеся во время производственной практики в списочный состав работников предприятия или организации не включаются.

Производственная практика учащихся среднего профессионально-технического училища организуется в соответствии с положением о производственной практике, утверждаемым в установленном порядке Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию.

19. Воспитательная работа осуществляется в единстве с учебным процессом в целях всестороннего и гармоничного развития личности и предусматривает тесную взаимосвязь всех видов коммунистического воспитания - идейно-политического, трудового, нравственного, военно-патриотического, правового, эстетического, физического, а также координацию усилий педагогического и ученического коллективов, общественных организаций училища и коллектива базового предприятия по формированию личности молодого рабочего.

20. Учебный год в среднем профессионально-техническом училище начинается 1 сентября, а на отделениях, укомплектованных выпускниками средней общеобразовательной школы, - не позднее 1 октября.

В среднем профессионально-техническом училище с вечерней (сменной) формой обучения, на вечерних (сменных) отделениях училища, при обучении лиц, уволенных в запас из рядов Вооруженных Сил СССР, а также при переподготовке рабочих кадров начало занятий устанавливается по мере укомплектования учебных групп.

Для учащихся, обучающихся один учебный год и более, устанавливаются каникулы, во время которых организуется отдых учащихся, проводятся мероприятия, направленные на развитие у них общественно-политической и трудовой активности. Сроки предоставления учащимся каникул и их продолжительность устанавливаются учебными планами.

Учебная нагрузка учащихся среднего профессионально-технического училища определяется учебными планами и, как правило, не должна превышать 36 часов в неделю. В училище, где обучение ведется на нерусском языке, выделяется дополнительно время на изучение русского языка.

Продолжительность работы учащихся в период производственного обучения в условиях производства и производственной практики должна соответствовать времени, отведенному учебным планом, и не превышать продолжительности рабочего времени, установленного трудовым законодательством для соответствующих категорий работников.

В среднем профессионально-техническом училище с вечерней (сменной) формой обучения и на вечерних (сменных) отделениях училища порядок осуществления учебного процесса устанавливается с учетом характера работы базового предприятия.

21. Учащиеся среднего профессионально-технического училища объединяются по профессиям в учебные группы по 25-30 человек.

Группы с числом учащихся свыше 25 человек делятся на две подгруппы на занятиях по иностранному языку, а также при изучении русского языка и литературы в училищах, где обучение ведется на нерусском языке.

Занятия по физическому воспитанию проводятся раздельно для юношей и девушек при наличии в группе не менее 25 человек, из которых не менее 8 юношей или девушек.

Производственное обучение по профессиям, связанным с обслуживанием сложного оборудования, выполнением опасных или сложных работ, осуществляется в группах по 12-15 человек. Перечень этих профессий определяется Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию по согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством финансов СССР и ВЦСПС.

22. Основной формой организации теоретического и производственного обучения в среднем профессионально-техническом училище является урок. Кроме того, проводятся лекции, семинарские занятия, собеседования, практикумы, консультации, самостоятельные и лабораторные работы, факультативные занятия.

23. Продолжительность урока по предметам теоретического обучения устанавливается 45 минут, длительность перемен - не менее 10 минут, а после двух уроков, как правило, - не менее 15 минут. Занятия в учебно-производственных мастерских проводятся с 10-минутными перерывами через каждые 50 минут в первый год и через каждые 1 час 50 минут во второй и последующие годы обучения. Перерыв на обед продолжительностью не менее 1 часа устанавливается, как правило, после четвертого часа занятий.

Количество и последовательность уроков определяются расписанием учебных занятий.

24. Знания, умения и навыки учащихся оцениваются по пятибалльной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (плохо), 1 (очень плохо).