Министерство здравоохранения Российской Федерации
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 2004 года N 2
Об активизации мероприятий, направленных
на противодействие распространению ВИЧ-инфекции
в Российской Федерации
______________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации
Письмо Минюста Российской Федерации от 29.01.2004 N 07/982-ЮД
______________________________________________________________
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Онищенко Г.Г., проанализировав эффективность мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции, установил, что в результате проводимой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, учреждениями здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы работы по выполнению законодательства в области борьбы с ВИЧ-инфекцией, реализации федеральной и региональных программ "Анти-ВИЧ/СПИД" в последние два года удалось сдержать наиболее неблагоприятные тенденции развития эпидемии и обеспечить снижение темпов роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией в стране
В соответствии с Федеральным законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в стране осуществлялось бесплатное предоставление всех видов квалифицированной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным обеспечивалась их социальная защита, выполнялись санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Проводились организационные и практические мероприятия, предусмотренные "Программой неотложных мер государств - участников Содружества Независимых Государств по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД", утвержденной решением Совета глав правительств СНГ.
В рамках реализации подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД", федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)" создана постоянно действующая информационно-образовательная система по распространению среди населения и, в первую очередь, молодежи, знаний о мерах личной и общественной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании, решаются вопросы обеспечения лечебно-профилактических учреждений препаратами для антиретровирусной терапии, безопасности донорской крови. В ходе осуществления подпрограммы проведено переоснащение центров по профилактике и борьбе со СПИДом новым оборудованием для ПЦР-диагностики и иммуноферментного анализа, выполнен ряд важных научно-исследовательских разработок. В 2002 году на эти цели было выделено 182 млн.руб., в 2003 году - 122,9 млн.рублей.
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации стало больше уделяться внимание проблеме борьбы с ВИЧ/СПИД и, прежде всего, реализации региональных и муниципальных программ в этой области. В 2003 году в республиках Татарстан, Саха (Якутия), Алтайском, Приморском и Хабаровском краях, Вологодской, Липецкой, Пензенской, Томской областях из местных бюджетов было выделено от 10 до 40 млн.рублей, а в г.Москве около 400 млн.руб. для закупки диагностических и лечебных препаратов, осуществления широкого спектра информационных и образовательных мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции.
В Новосибирской области и Красноярском крае активно работают специальные медицинские учреждения для оказания консультативной, психологической и лечебно-диагностической помощи молодым людям с подозрением на ВИЧ-инфекцию и инфекции, передаваемые половым путем. В Республике Бурятия и Алтайском крае созданы молодежные лагеря, в которых проходят подготовку добровольцы из общественных организаций и учебных заведений для работы по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании среди молодежи.
В Липецкой, Брянской, Челябинской, Псковской, Нижегородской областях, г.Санкт-Петербурге совместно со специалистами ГУИН Минюста России проводится большая работа по обучению специалистов уголовно-исполнительной системы вопросам профилактики и диагностики ВИЧ-инфекции. В центре по профилактике и борьбе со СПИД Челябинской области создано социальное бюро, занимающееся вопросами трудоустройства, медицинской и социальной реабилитации ВИЧ-инфицированных, вернувшихся после отбытия наказания, а также образовательной работой в семьях ВИЧ-инфицированных.
Минобразованием России, Минобороны России реализуются информационно-образовательные программы по профилактике ВИЧ/СПИД среди учащихся и военнослужащих. В 2003 году более 600 педагогов и психологов из 63 субъектов Российской Федерации прошли подготовку для работы по внедрению программ формирования здорового образа жизни.
В мероприятиях по профилактике и борьбе со СПИД в Российской Федерации принимают активное участие различные учреждения системы ООН: ЮНАЙДС, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНФПА, ПРООН, Агентство ООН по наркотикам и преступности, Агентство международного развития США, Всемирный Банк, международные общественные неправительственные фонды и организации.
Наряду с этим, эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции в Российской Федерации остается напряженной, в работе по борьбе с этой инфекцией все еще имеют место нерешенные вопросы и серьезные недостатки. По состоянию на 01.01.2004 в стране зарегистрировано более 262 тысяч случаев ВИЧ-инфекции. Наиболее высокие показатели зарегистрированы в Московской, Свердловской, Самарской, Иркутской, Челябинской, Оренбургской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском А.О., Республике Татарстан, гг.Москве и Санкт-Петербурге.
По-прежнему наибольшую опасность в плане распространения ВИЧ-инфекции представляют лица, употребляющие наркотики инъекционным путем, на долю которых приходится более 75% вновь выявляемых случаев заражения. В последнее время растет число ВИЧ-инфицированных, заразившихся половым путем. В 2003 году доля этих лиц составила 15% от общего числа заразившихся ВИЧ, а в Калининградской, Калужской, Нижегородской, Сахалинской областях и Краснодарском крае она достигла 30%.
В общей структуре ВИЧ-инфицированных доля женщин фертильного возраста возросла до 35%, от ВИЧ-инфицированных матерей родилось свыше 6300 детей, из них более 50% за последние два года. При этом полномасштабная медикаментозная профилактика передачи ВИЧ от матери к ребенку, а также социальная поддержка семей, где инфицированы ВИЧ мать и ребенок, проводятся в недостаточном объеме.
Медленно решаются вопросы по организации содержания "отказных" детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями.
Выделяемые ассигнования в рамках реализации федеральной подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД", а также соответствующих региональных программ не позволяют полностью решить задачу лечения больных современными антиретровирусными препаратами. В настоящее время антиретровирусную терапию получает около 1200 человек, в то время как нуждаются в ней около 3 тысяч человек, к 2005 году их число может возрасти до 50 тысяч.
С введением в действие в 2003 году нового Бюджетного кодекса прекращено обеспечение учреждений здравоохранения в регионах тест-системами для диагностики ВИЧ-инфекции за счет средств федерального бюджета, в связи с чем значительно сократилось число обследований. Выделяемые на эти цели из местных бюджетов ассигнования недостаточны и не компенсируют создавшийся дефицит. Это негативно сказывается на обеспечении диагностики и организации эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией. Вместе с тем, в отдельных субъектах Российской Федерации (Красноярский край, г.Москва, Эвенкийский автономный округ, Московская, Камчатская и некоторые другие области) продолжает иметь место практика проведения необоснованных массовых обследований населения на ВИЧ-инфекцию, что приводит к нерациональному использованию средств.
Наряду с этим в республиках Башкортостан и Татарстан, Самарской, Архангельской, Иркутской, Омской областях приняты меры по привлечению финансовых средств из различных источников для проведения необходимого объема обследований.
Недостаточно активно проводится работа по профилактике ВИЧ/СПИД среди молодежи. Осуществляемые в этом направлении проекты зачастую не скоординированы и разрознены, крайне редко проводится оценка их эффективности и анализ результатов.
Все это требует неотложных дополнительных мер по противодействию эпидемии. Учитывая, что проблема ВИЧ/СПИД является в первую очередь социальной и решение ее зависит от изменения поведения людей, такие меры могут быть успешными только при консолидации усилий государства и гражданского общества.
В целях осуществления эффективного взаимодействия между государственными, общественными и международными организациями, участвующими в борьбе с ВИЧ/СПИДом в Российской Федерации, а также выполнения положения "Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом", принятой Генеральной Ассамблеей ООН, в Минздраве России создан Консультативный Совет по этой проблеме, при поддержке программы ПРООН проведена конференция на тему: "Взаимодействие государственных и общественных структур в целях повышения роли гражданского общества в решении проблем ВИЧ-инфекции", министерство также приняло участие в работе "Форума общественных организаций, работающих в области проблем, связанных с ВИЧ-инфекцией".
В целях активизации и повышения эффективности мер, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и в соответствии со статьей 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
постановляю:
1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления:
1.1. Рассмотреть на заседаниях Санитарно-противоэпидемических комиссий ход реализации региональных программ "Анти-ВИЧ/СПИД" и внести в них необходимые коррективы с учетом конкретной эпидемической обстановки.
1.2. В соответствии с Федеральным законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" предусмотреть выделение необходимых ассигнований на закупку тест-систем для диагностики ВИЧ-инфекции.
1.3. Рассмотреть вопрос о выделении ассигнований на проведение антиретровирусной терапии всем нуждающимся в ней больным ВИЧ/СПИД из региональных бюджетов, в дополнение к средствам, выделяемым на эти цели в рамках подпрограммы "АНТИ-ВИЧ/СПИД" Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)".
1.4. Принять меры по решению вопросов, связанных с организацией содержания "отказных" детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, в соответствии с требованиями Федерального закона "О предупреждении распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) в Российской Федерации".
1.5. Принять дополнительные меры по внедрению и использованию в работе программ по профилактике ВИЧ/СПИД среди наркопотребителей и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, в строгом соответствии с действующим законодательством под руководством и контролем со стороны заинтересованных государственных органов и учреждений.
2. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
2.1. Провести анализ хода реализации региональных программ "Анти-ВИЧ/СПИД", внести в них необходимые коррективы, обратив особое внимание на закупки в необходимых объемах тест-систем для диагностики ВИЧ и препаратов для антиретровирусной терапии, развитие сети дотестового консультирования при обследовании на ВИЧ-инфекцию с привлечением к этой работе всех лечебно-профилактических учреждений. Представить соответствующие предложения в органы исполнительной власти и местного самоуправления.
2.2. Обеспечить организацию тесного взаимодействия с неправительственными и общественными организациями в сфере профилактики ВИЧ/СПИД и, в первую очередь, при реализации программ "снижения вреда", предусмотрев комплексный профилактический подход и соблюдение требований законодательства.
2.3. Принять неотложные меры по организации и расширению работы, направленной на проведение профилактических мероприятий в наиболее уязвимых группах населения и, в первую очередь, среди потребителей инъекционных наркотиков, лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, и молодежи в целом.
2.4. Активизировать проведение просветительской и информационной работы в группах риска по пропаганде ответственного материнства, обеспечив привлечение к ней женских консультаций, наркологических диспансеров и центров гигиенического образования и воспитания населения.
2.5. Потребовать от подведомственных учреждений осуществлять обследования на ВИЧ-инфекцию в строгом соответствии с действующим законодательством и организационно-распорядительными документами Минздрава России.
3. Просить Госнаркоконтроль России и МВД России:
3.1. Рекомендовать подведомственным органам и учреждениям активизировать работу по борьбе с распространением наркотиков и профилактике наркомании.
3.2. Совместно с Программой ООН по контролю за наркотиками и преступностью, Объединенной Программой ООН по ВИЧ/СПИД, Всемирной организацией здравоохранения и Минздравом России проанализировать ход выполнения и эффективность программ по профилактике ВИЧ/СПИД среди потребителей наркотиков, а также соответствие их действующему законодательству с учетом внесенных в него изменений.
3.3. Обязать подведомственные органы и учреждения оказать помощь и поддержку органам и учреждениям здравоохранения в обеспечении внедрения признанных эффективными программ профилактики ВИЧ/СПИД среди наиболее уязвимых групп, в первую очередь среди наркопотребителей и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату.
4. Рекомендовать Минобразования России совместно с управлениями образования и центрами Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации принять неотложные меры по внедрению специальных образовательных программ по борьбе с распространением наркомании и профилактике ВИЧ-инфекции среди подростков и молодежи, пропаганде здорового образа жизни, обратив особое внимание на учащихся старших классов средних школ и учреждений начального и среднего профессионального образования.
5. Рекомендовать МПТР России совместно с Минздравом России и Минобразования России принять меры по созданию постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на распространение среди населения знаний об опасности наркомании и ВИЧ-инфекции, мерах личной и общественной их профилактики, предусмотрев привлечение дополнительных ресурсов для осуществления этой работы.
6. Департаменту Госсанэпиднадзора Минздрава России:
6.1. Принять действенные меры по реализации "Программы неотложных мер государств - участников Содружества Независимых Государств по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД", утвержденной решением Совета глав правительств СНГ 30.05.2002, и решения Правительственной комиссии по охране здоровья граждан "О дополнительных мерах по профилактике ВИЧ-инфекции в Российской Федерации" от 18.09.2003.
6.2. Подготовить обращение к представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах о создании межведомственных консультативных советов по проблеме ВИЧ/СПИДа с целью усиления координации проводимых организационных и практических мероприятий, направленных на борьбу с этой инфекцией.
6.3. Рассмотреть с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти вопрос об организации контроля за частными организациями, оказывающими лечебно-диагностическую помощь ВИЧ-инфицированным.
7. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:
7.1. Принять до 1 марта 2004 года постановления главных государственных санитарных врачей об активизации мероприятий, направленных на противодействие распространения ВИЧ-инфекции в соответствии с данным постановлением и с учетом особенностей сложившейся на местах эпидемиологической ситуации.
7.2. Совместно с центрами по профилактике и борьбе со СПИД провести анализ целесообразности и эффективности проводимых обследований населения на ВИЧ-инфекцию, запретить проведение обследований, осуществляемых в нарушение действующего законодательства и организационно-распорядительных документов Минздрава России.
7.3. Ужесточить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарно-противоэпидемического режима в родильных домах и отделениях, детских стационарах, домах ребенка, в которых находятся дети, рожденные ВИЧ-инфицированными матерями.
7.4. Довести текст настоящего постановления до всех учреждений и организаций, осуществляющих работу по проблеме ВИЧ/СПИД.
7.5. Доложить о проведенной работе по реализации настоящего постановления к 01.06.2004.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
Г.Г.Онищенко
Текст документа сверен по:
рассылка