Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 декабря 2003 года N 01-06/50576


О применении статьи 128 Таможенного кодекса Российской Федерации
при декларировании товаров, ввозимых на таможенную территорию
Российской Федерации

____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа ФТС России от 31 мая 2011 года N 1143
____________________________________________________________________

Учитывая многочисленные обращения, поступающие в ГТК России, о разъяснении порядка применения статьи 128 Таможенного кодекса Российской Федерации, сообщаем следующее.

ГТК России считает, что включение статьи 128 в Таможенный кодекс Российской Федерации обусловлено необходимостью упрощения и ускорения декларирования партий товаров, состоящих из многочисленных мелких деталей, классифицируемых в отдельных товарных позициях ТН ВЭД России (например, запасные части). Объем работ и затрат как временных, так и финансовых на декларирование таких партий товаров в общем порядке зачастую является чрезвычайно обременительным для участников ВЭД и неоправданным с точки зрения государственных интересов. В связи с этим Таможенным кодексом Российской Федерации установлена возможность упрощенного порядка декларирования товаров. Для использования данного порядка именно в указанных случаях применение статьи 128 Таможенного кодекса Российской Федерации обусловлено увеличением общей суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов. В соответствии со статьей 325 Таможенного кодекса Российской Федерации при декларировании товаров нескольких наименований с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД в отношении всех таких товаров применяются ставки таможенных пошлин, налогов, соответствующие этому классификационному коду.

Вместе с тем статья 128 Таможенного кодекса Российской Федерации не предусматривает получение специального разрешения на применение ее предписаний и не устанавливает ограничений по видам товаров, в отношении которых она может использоваться. Однако системный анализ положений данной статьи с иными статьями Таможенного кодекса Российской Федерации позволяет выделить следующие особенности ее применения.

1. Обязанность представления таможенным органам сведений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России установлена Таможенным кодексом Российской Федерации не только при декларировании, но и при таких таможенных процедурах, как внутренний таможенный транзит и временное хранение (пп.5 п.2 ст.81 и п.1 ст.102 соответственно). В указанных случаях код каждого наименования товара должен быть определен не менее чем на уровне первых четырех знаков. Вместе с тем, учитывая, что статья 128 Таможенного кодекса Российской Федерации устанавливает особенности только декларирования, ее положения не могут быть распространены на приведенные таможенные процедуры.

2. При выборе кода ТН ВЭД, удовлетворяющего условиям, установленным пунктом 1 статьи 128 Таможенного кодекса Российской Федерации, декларантом должно проводиться сравнение ставок таможенных пошлин, соответствующих кодам товаров. В случае если в товарной партии содержатся как товары, в отношении которых установлены адвалорные ставки (в % от таможенной стоимости товаров), так и товары, к которым применяются специфические ставки (начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров) или комбинированные (сочетающие оба названных вида таможенного обложения), непосредственно сравнить такие ставки не представляется возможным. Косвенно сравнение может быть проведено по суммам таможенных пошлин, налогов, рассчитываемым применительно к конкретной партии товаров. Однако такое сравнение не может приниматься в расчет, поскольку на сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов могут помимо кода ТН ВЭД России влиять и такие факторы, как таможенная стоимость, страна происхождения и количество товаров.

Таким образом, использование статьи 128 Таможенного кодекса Российской Федерации возможно только применительно к товарам, в отношении которых установлены либо только адвалорные, либо только специфические ставки таможенной пошлины. Кроме того, при использовании порядка декларирования одним кодом ТН ВЭД России в отношении товаров, имеющих специфические ставки таможенной пошлины, следует учитывать, что единицы измерения, за которые применяется установленная ставка таможенной пошлины, должны быть одинаковыми. Для определения кода ТН ВЭД, которому соответствует большая ставка таможенной пошлины, сравнить можно только те ставки, которые установлены за одинаковые единицы измерения товаров.

3. При декларировании товаров нескольких наименований с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД России согласно статье 325 Таможенного кодекса Российской Федерации в отношении всех таких товаров применяются ставки таможенных пошлин, налогов, соответствующие этому классификационному коду. Для подтверждения правильности расчета суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов по товарам, в отношении которых установлены адвалорные или комбинированные ставки таможенной пошлины и подлежит уплате налог на добавленную стоимость, помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 128 Таможенного кодекса Российской Федерации, в таможенной декларации должны быть указаны сведения о таможенной стоимости товаров по каждому наименованию. В соответствии с пунктом Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости, утвержденной приказом ГТК России от 08.09.2003 N 998 "Об утверждении формы бланков декларации таможенной стоимости и Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости" (зарегистрирован Минюстом России 24.09.2003, peг. N 5112), при декларировании содержащихся в одной товарной партии товаров различных наименований с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД России (декларирование списком) в ДТС указываются сведения на всю товарную партию, за исключением случаев, когда таможенная стоимость товаров определяется на основе метода определения таможенной стоимости, отличного от метода 1. В таких случаях в ДТС необходимо указывать сведения по каждому товару, приводимому в списке под отдельным порядковым номером. При определении таможенной стоимости по методу 1 таможенный орган вправе потребовать представления ДТС на все или некоторые товары, содержащиеся в одной товарной партии, на основании и в соответствии с пунктом 4 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации. Контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляется таможенными органами в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации.

4. Относительно выбора таможенного режима следует отметить, что статья 128 Таможенного кодекса Российской Федерации в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, может применяться в случае заявления таможенных режимов, предусматривающих уплату таможенной пошлины, налогов. К таким режимам относятся выпуск для внутреннего потребления и временный ввоз в случае частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 128 Таможенного кодекса Российской Федерации в целях проверки соблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, таможенный орган вправе потребовать от декларанта представления уточняющих сведений об отдельных декларируемых товарах. Применение этой нормы не обусловлено наличием каких-либо признаков возможных правонарушений. Поскольку указанная норма не устанавливает иное, согласно пункту 4 статьи 367 Таможенного кодекса Российской Федерации запрос таких уточняющих сведений не может препятствовать выпуску товаров.

При обнаружении признаков возможной недостоверности заявленных при декларировании в соответствии со статьей 128 Таможенного кодекса Российской Федерации сведений о товарах, влияющих на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов (в т.ч. заявление кода товаров по ТН ВЭД России, которому соответствует не наибольшая ставка таможенной пошлины, НДС или акциза) или на соблюдение установленных запретов и ограничений нетарифного характера, либо такие сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган вправе потребовать от декларанта представления дополнительных документов и сведений, подтверждающих достоверность указанных сведений (ст.367), а также провести проверку с использованием иных форм таможенного контроля. В данном случае выпуск товаров осуществляется в соответствии со статьей 153 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Заместитель председателя Комитета
генерал-полковник таможенной службы
А.Е.Жерихов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»