Ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, а также других запретов и ограничений, установленных в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.16.3 КоАП РФ, выражается в ввозе на территорию Российской Федерации или вывозе с этой территории товаров или транспортных средств с несоблюдением запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами.
Под ввозом товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации понимается фактическое пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и транспортными средствами до их выпуска таможенными органами (подп.8 п.1 ст.11 ТК РФ). Вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации представляет собой подачу таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств, а также все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы (подп.9 п.1 ст.11 ТК РФ).
Согласно ст.13 ТК РФ товары, запрещенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат немедленному вывозу с этой территории, а товары, запрещенные к вывозу, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории Российской Федерации. Товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации (вывозу с этой территории), допускаются к ввозу (вывозу) при соблюдении определенных требований и условий.
В соответствии со ст.80 ТК РФ разрешение на внутренний таможенный транзит выдается, если товары не запрещены к ввозу, а также если в отношении них представлены разрешения и (или) лицензии, если перемещение товаров по этой территории допускается при наличии таких документов. Соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, является обязательным условием выпуска товаров наряду с отсутствием нарушений таможенного законодательства, выполнением условий помещения товаров под избранный таможенный режим, уплатой таможенных пошлин, налогов или обеспечением их уплаты (ст.149 ТК РФ). Соблюдение указанных ограничений является необходимым условием для выпуска товаров и до подачи таможенной декларации (ст.150 ТК РФ). Исключение составляют случаи, когда документы, подтверждающие соблюдение вышеназванных ограничений, могут быть представлены в более поздний срок (п.5 ст.131 ТК РФ).
ТК РФ различает запреты и ограничения экономического характера, а также запреты и ограничения, не носящие экономического характера. Последние согласно ст.158 ТК РФ должны применяться независимо от заявленного таможенного режима. Соблюдение экономических запретов и ограничений требуется при помещении товаров под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, экспорта, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления. К ограничениям экономического характера относятся такие как установление количественных ограничений, лицензирование, а также специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина, одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером) и компенсационные меры (компенсационные пошлины, одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства или экспортером), применяемые в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".
С учетом изложенного по ст.16.3 КоАП РФ может быть квалифицировано правонарушение, совершенное как при пересечении товарами таможенной границы, так и непосредственно при их декларировании.
Деяние, выразившееся в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, равно как и представление поддельных документов, подтверждающих соблюдение вышеназванных запретов или ограничений, подлежат квалификации по рассматриваемой статье. Оговорка, содержащаяся в ч.2 ст.16.2 КоАП РФ, исключает указанные деяния из нарушений таможенных правил, ответственность за которые установлена этой статьей, и отсылает к ст.16.3 КоАП РФ. Если несоблюдение установленных запретов или ограничений сопряжено с заявлением в таможенной декларации недостоверных сведений таможенным брокером, то в зависимости от того, какие именно сведения заявлены недостоверно, и от обстоятельств их заявления может быть рассмотрен также вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении таможенного брокера по ч.2 ст.16.2 КоАП РФ.
Вместе с тем следует учитывать, что непредставление при декларировании товаров документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, не связанное с заявлением недостоверных сведений в таможенной декларации, независимо от того, получено ли декларантом разрешение таможенного органа о представлении таких документов в более поздний срок или нет, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного рассматриваемой статьей. Непредставление одновременно с таможенной декларацией вышеназванных документов свидетельствует только о несоблюдении одного из условий выпуска товаров, что в соответствии с п.1 ст.153 ТК РФ влечет обязанность таможенного органа незамедлительно уведомить декларанта о том, какое именно условие выпуска не соблюдено и какие именно действия декларант должен совершить для выпуска товаров. Кроме того, несоблюдение декларантом установленных ограничений возможно только после выпуска товаров таможенным органом, до выпуска товаров такое деяние может рассматриваться только как покушение на несоблюдение указанных мер. Вместе с тем в случае, когда несоблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, будет выявлено после выпуска товаров, декларант подлежит административной ответственности по ст.16.3 КоАП РФ.
За совершение правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ, подлежит ответственности лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений. Таким лицом является перевозчик (например, при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации запрещенных к ввозу товаров) либо декларант (например, в случае заявления в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений экономического характера). Привлечение к ответственности по рассматриваемой статье таможенного брокера, заявившего в таможенной декларации недостоверные сведения, влияющие на соблюдение установленных ограничений, представляется необоснованным. Таможенный брокер - посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции. Факт совершения таможенных операций при таможенном оформлении не возлагает на таможенного брокера обязанностей, которые прямо закреплены ТК РФ за лицом, указанным в ст.16 ТК РФ, перевозчиком либо иным лицом (ст.144 ТК РФ).