Важным нововведением, следующим из Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, становится упорядочение вопросов приема в профильные классы. Комплектование профильных классов должно осуществляться на объективной, справедливой и прозрачной для общества основе.
При этом безусловным остается выполнение требования законодательства о бесплатности и общедоступности среднего (полного) общего образования. Ответственность за реализацию этого права граждан несут органы местного самоуправления (муниципалитеты), которые обычно и являются учредителями образовательных учреждений. Они должны обеспечивать общедоступность среднего (полного) общего образования всей совокупностью образовательных учреждений, учрежденных ими на данной территории, однако это не означает беспрепятственной записи на обучение, в бесспорном порядке, в конкретное учебное заведение.
Процесс оптимизации территориальных сетей образовательных учреждений должен быть направлен на рост возможностей подростков на получение полного среднего образования, в том числе по избираемым ими направлениям и профилям обучения. Однако в ряде случаев потребуется объективный учет подготовленности к профильному обучению, учет качества знаний будущего старшеклассника (особенно при наличии избытка выпускников основной ступени, желающих быть принятыми на обучение в наиболее престижные профильные школы территории). Это может потребовать изменения процесса организации итоговой аттестации выпускников основной ступени, перехода к "внешней", проводимой муниципальными (или районными, окружными, межшкольными) экзаменационными комиссиями, процедуре проведения выпускных экзаменов в 9-х классах, взамен действующей "внутришкольной" формы итоговой аттестации.
В состав экзаменационной комиссии (и ее предметных комиссий) могут войти учителя-предметники, руководители образовательных учреждений, педагогические работники начальных, средних, высших учебных заведений, специалисты методических служб и другие заинтересованные лица. Состав и порядок работы экзаменационной комиссии доводятся до сведения выпускников 9-х классов и их родителей (законных представителей), руководителей общеобразовательных учреждений не позднее чем за два месяца до начала проведения экзаменов. Все спорные вопросы, возникающие при проведении итоговой аттестации и формировании профильных классов, рассматриваются учредителем общеобразовательного учреждения.
При этом возможна проработка различных моделей построения образовательного рейтинга выпускников основной школы. Основными составляющими этого рейтинга могут стать результаты итоговой аттестации выпускников основной школы и совокупность индивидуальных образовательных достижений ученика ("портфель учебных достижений").
Порядок комплектования профильных классов в общеобразовательных учреждениях старшей ступени определяет учредитель.
Текст документа сверен по:
"Вестник образования России",
N 23, декабрь, 2003 год