О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации

3.3. Формирование конкурентной среды


Обеспечение конституционных гарантий единства экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг и средств, создание условий для развития конкуренции на рынке финансовых услуг является одним из важных элементов государственной политики.

3.3.1. Действия Правительства Российской Федерации и Банка России будут направлены на исключение ситуаций, когда банки принимают коммерческие решения под влиянием политического давления или воздействия со стороны других хозяйствующих субъектов, а также на создание равных условий для ведения бизнеса всеми кредитными организациями независимо от формы собственности. В равной мере данное положение распространяется и на кредитные организации, контролируемые государством.

3.3.2. Антимонопольное регулирование в банковском секторе имеет федеральный и региональный аспекты. На региональном уровне основной задачей антимонопольного регулирования является противодействие попыткам установления территориальных ограничений на деятельность кредитных организаций, кроме ограничений, накладываемых органом банковского надзора в рамках установленных полномочий, а также предоставлению органами власти прямо или косвенно преференциального режима функционирования отдельным банкам.

Пресечение злоупотреблений банками доминирующим положением является задачей антимонопольного регулирования на федеральном и региональном уровнях.

Объектом постоянного внимания органов антимонопольного регулирования должны быть решения и действия органов власти всех уровней, если эти решения и / или действия препятствуют развитию банковского сектора либо конкуренции на рынке банковских услуг.

В целях укрепления правовой базы развития конкуренции на рынке банковских услуг будут внесены соответствующие изменения в Федеральный закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".

3.3.3. Для развития конкурентной среды и более эффективного действия фактора рыночной дисциплины должны быть приняты меры по повышению транспарентности кредитных организаций.

В этой связи важное значение будет иметь применение предусмотренных изменениями в законодательстве требований ежеквартальной публикации в печати балансов и отчетов о финансовых результатах деятельности банков, а также ключевых финансовых показателей, таких, как коэффициент достаточности капитала, качество кредитного портфеля и размер резервов на возможные потери. Кредитные организации, являющиеся головными в составе банковских групп, должны будут публиковать консолидированные балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках.

Развитие транспарентности кредитных организаций ограничено общим уровнем прозрачности хозяйственных процессов в экономике, прежде всего в реальном секторе. Важным инструментом повышения транспарентности является перевод на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности всех хозяйствующих субъектов.