Недействующий

Об утверждении Рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (утратил силу на основании приказа Минюста России от 31.05.2012 N 87)

VI. Рекомендации по подготовке экспертного заключения

30. По результатам проведения юридической экспертизы составляется мотивированное экспертное заключение на бланке согласно приложению. При направлении заключения в орган, принявший акт, сопроводительное письмо не готовится.

31. В экспертном заключении отражаются следующие сведения:

реквизиты акта, проходящего юридическую экспертизу (в случае если проводится юридическая экспертиза акта с изменениями и дополнениями, то указываются реквизиты всех актов, вносящих изменения и дополнения, по которым осуществлялась юридическая экспертиза);

повод (поводы) рассмотрения акта (принятие нового акта, внесение в него изменений (дополнений), принятие нового федерального закона, поручение Минюста России или федерального управления, обращение полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, прокурора, иных органов, а также если есть основания полагать, что в экспертном заключении содержится ошибочное положение, отсутствует указание на имеющееся в акте противоречие федеральному законодательству, и другие);

предмет регулирования и его соответствие сфере ведения субъекта Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации или ведения Российской Федерации, установленной Конституцией Российской Федерации (с указанием конкретных статей и пунктов);

состояние нормативного регулирования в данной сфере (перечень актов федерального законодательства, на соответствие которым рассматривался акт), необходимость и  достаточность акта для урегулирования общественных отношений;

оценка компетенции принявшего акт органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

соответствие содержания акта Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

соответствие формы и текста акта правилом юридической техники.

32. При формулировании замечаний к акту их рекомендуется увязывать с конкретным поводом рассмотрения акта.

При составлении экспертного заключения о соответствии акта федеральному законодательству вывод рекомендуется аргументировать. В том случае, если в акт внесены изменения (дополнения), направленные на устранение выявленных нарушений, рекомендуется отразить это в экспертном заключении.

33. При составлении заключения о несоответствии акта федеральному законодательству рекомендуется наиболее точно описать конкретные нормы рассматриваемого акта, противоречащие положениям Конституции Российской Федерации и (или) федеральным законам, а также иным актом, принимаемым органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. При этом не всегда целесообразно переписывать (воспроизводить) нормы акта, достаточно изложить именно ту его часть, которая содержит несоответствия.

При описании норм акта рекомендуется указывать:

1) положение (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел) акта субъекта Российской Федерации, противоречащее федеральному законодательству, а также его содержание;

2) нарушенные положения федерального законодательства (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел Конституции Российской Федерации, федерального закона и (или) иного акта органа государственной власти Российской Федерации) и изложение их содержания.

Например: пункт * статьи ** Закона субъекта N Российской Федерации относит к компетенции государственного органа управления физической культурой и спортом, являющегося, согласно пункту * статьи ** Закона, специально уполномоченным органом исполнительной власти субъекта N, установление порядка проведения аттестации работников физической культуры и спорта и присвоения им квалификационных категорий. Данное положение не соответствует п.2 ст.27 Федерального закона от 29 апреля 1999 года N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", согласно которому работником физкультурно-спортивных организаций устанавливаются квалификационные категории, порядок присвоения которых регулируется нормативными актами Правительства Российской Федерации.

34. Не рекомендуется ограничиваться указанием одних лишь номеров рассматриваемых положений нормативных актов, например: "пункт * статьи * Закона субъекта N Российской Федерации противоречит статье ** Федерального закона".

35. Если вывод о несоответствии нормы акта субъекта Российской Федерации аргументируется несколькими логически взаимосвязанными федеральными нормами, необходимо четко указать, каким именно из них противоречит норма акта субъекта Российской Федерации.

36. При составлении заключения по результатам повторной (дополнительной) юридической экспертизы указываются только те положения, которые изменяются или дополняются.

37. Экспертное заключение территориального органа подписывается его начальником либо лицом, его замещающим. По решению руководителя территориального органа право подписывать экспертные заключения может быть предоставлено заместителю руководителя территориального органа, курирующему вопросы проведения юридической экспертизы.