В структуру центров федеральных округов входят: поликлиника, дневной стационар, профильный стационар, параклинические отделения, кабинеты психолого-педагогической коррекции и другие подразделения.
Главные принципы работы Центров (как федерального, так и регионального уровней) - этажность, преемственность, работа не только с детьми-инвалидами и инвалидами с детства независимо от возраста, но и с их семьями.
Работа в центрах комплексной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства проводится независимо от возраста, включая речевую терапию, сенсорную стимуляцию.
Медико-социальная и психолого-педагогическая деятельность центров реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства включает следующие виды деятельности:
- диагностику и коррекцию речевых расстройств во всем многообразии их проявлений с учетом возрастных особенностей;
- изучение нарушения высших корковых функций с акцентом на исследовании гнозиса, праксиса и мнестической деятельности, а также определение соответствующих путей коррекции указанных расстройств;
- исследование особенностей мотивационной сферы в психологическом статусе инвалида и ее отклонений;
- изучение вариантов девиантного поведения инвалидов с проведением дифференциальной диагностики;
- углубленное изучение процессов умственного развития, задержек развития с учетом возрастных особенностей;
- разработка комплексных коррекционных мер с использованием игротерапии, эстетотерапии, трудотерапии, адаптивной физической культуры и т.п. с вариантами, пригодными для использования в домашних условиях на основе анализа данных о нейропсихологических, личностных, характерологических, поведенческих и других особенностей инвалидов с детства независимо от возраста; разработка образовательных профессиональных программ.
Региональные (межрегиональные) организационно-методические центры по проблемам медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства независимо от возраста
Задачей работы организационно-методических центров является организация, методическое руководство и контроль за проведением реабилитационного процесса, методическое обеспечение деятельности учреждений, оказывающих медико-социальную и психолого-педагогическую помощь детям-инвалидам и инвалидам с детства независимо от возраста в соответствии с номенклатурой учреждений здравоохранения Минздрава Российской Федерации (приказ N 229 от 03.06.2003) "Об единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения").
В структуре учреждений, осуществляющих медико-социальную и психологическую реабилитацию детей-инвалидов на региональном и местном уровне, должна быть предусмотрена:
- патронажная служба;
- школа для родителей;
- дневной стационар;
- реабилитационные центры, отделения, кабинеты;
- школы адаптивной физической культуры;
- попечительские (общественные) советы родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства независимо от возраста при стационарных учреждениях различной ведомственной подчиненности.