В "Положении о проведении аттестации федерального государственного служащего", утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 года N 353, подчеркивается, важнейшая роль формирования резерва принадлежит аттестации кадров государственных служащих, что она является одной из наиболее эффективных форм оценки кадров. В процессе аттестации определяются и оцениваются профессиональные и личностные качества работников, их соответствие занимаемой должности; принимается решение о включении отдельных работников в резерв на выдвижение; устанавливаются наиболее целесообразные формы повышения квалификации с учетом подготовки работников и требований, предъявляемым к ним на тех или иных должностях и т.д.
Аттестация является основой для дальнейшего продвижения работника.
При проведении аттестации с целью формирования резерва на выдвижение вначале оцениваются результаты, полученные государственным служащим по исполняемой им должности.
Эта оценка включается в общую оценку пригодности, применимости государственных служащих, основанную на прогнозе относительно ожидаемых результатов труда при переходе в следующий служебный ранг.
Она должна стать основой предстоящего решения по отбору кадров с учетом их дальнейшего продвижения.
Оценка профессиональных, личностных качеств и результатов служебной деятельности работника позволяет определить уровень его квалификации, уровень знаний и умений, дает отзыв о способностях, деловых и моральных качествах личности, позволяет сформировать такой состав резерва государственных служащих, количественные и качественные характеристики которого отвечали бы целям и задачам государственной службы.
Оценка квалификации государственных служащих осуществляется для решения ряда задач:
- совершенствования подбора и расстановки кадров государственных служащих, выдвижения их в резерв, прогнозирования продвижения по службе;
- совершенствования организационной структуры аппарата управления (оптимизации численности государственных служащих);
- улучшения организации труда государственных служащих (совершенствования разделения труда);
- улучшения работы по повышению квалификации управленческих работников (оценки при выборе кандидатов на учебу, для разработки программ повышения квалификации).
Такая политика позволяет лучше узнать положительные и отрицательные качества работников, выявить их склонности, интересы, способности, стремления, оказать большее воздействие на результативность их труда.