Руководящая деятельность как специфическая профессиональная деятельность требует от человека особых знаний и умений, специфических способностей. Овладение этими знаниями предполагает обязательное обучение наряду с приобретением опыта в практической деятельности.
Динамично меняющиеся экономические, социальные, политические и технические условия обязывают руководителя постоянно и систематически совершенствовать свои знания и умения.
Таким образом, возникает проблема специальной подготовки резерва руководителей разного ранга из числа специалистов с высшим образованием и непрерывного повышения их квалификации.
Обучение резерва руководящих кадров идет по следующим направлениям:
1) обновление и пополнение знаний по отдельным вопросам государственного управления, экономики и рынка, науки и техники;
2) заполнение пробелов в образовании руководителя, связанных с его прежней подготовкой в качестве специалиста. К примеру, если руководитель по своей прежней подготовке инженер, то для выполнения функций управления ему не хватает знаний в области экономики, финансов, права, менеджмента и т.п.;
3) обучение специальным дисциплинам, связанным с повышением эффективности управленческой деятельности.
При организации планомерной и целенаправленной подготовки кадрового резерва государственных служащих на выдвижение речь идет прежде всего об индивидуальном планировании подготовки, в том числе и целевое обучение, переподготовка, но и весь комплекс мер, направленных на выработку, формирование и совершенствование необходимых профессиональных качеств руководителя, включая стажировку по замещаемой должности, горизонтальное перемещение (ротацию), освоение смежных сфер деятельности и т.п.
Основные этапы процесса обучения государственных служащих, зачисленных в резерв на руководящие должности, представлены в схеме.