МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 сентября 2003 года N 1454/26-5


О содержании и обучении несовершеннолетних, имеющих заболевания, в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа



В целях оказания методической помощи органам управления образованием субъектов РФ, руководителям специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа Министерство образования Российской Федерации сообщает.

1. В соответствии с пунктом 8 статьи 15 Федерального закона от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в указанных учреждениях.

Перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 518 доведен до сведения органов управления образованием субъектов РФ письмом Минобразования России от 15.08.2002 N 32ю-50-518/28-5).

При приеме несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа необходимо руководствоваться вышеуказанным Перечнем.

При этом следует учитывать, что содержащиеся в Перечне заболевания приведены в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-10). В связи с этим медицинским работникам специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа необходимо обращать особое внимание на соответствие диагноза, указываемого в медицинских документах, содержащихся в личных делах несовершеннолетних, поступающих в учреждения закрытого типа, вышеуказанной Международной классификации болезней.

Несовершеннолетние, имеющие заболевания, предусмотренные Перечнем заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием, приему в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не подлежат.

В случае выявления у несовершеннолетнего вышеуказанных заболеваний при поступлении в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, в процессе изучения его медицинских документов и(или) проведения медицинского обследования, администрация специального учебно-воспитательного учреждения принимает решение об отказе в приеме несовершеннолетнего в учреждение и предоставляет сопровождающим его лицам официальное заключение о причинах отказа.

В случае выявления у воспитанника специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа в период пребывания в учреждении заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, администрация учреждения обязана принять меры к выводу воспитанника из учреждения в установленном порядке.

В соответствии со статьей 15 (п.7, подп.4 п.9) Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в редакции Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие законодательные акты Российской Федерации") в указанном случае досрочное прекращение пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения на основании совместного представления администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, по месту нахождения учреждения либо на основании ходатайства несовершеннолетнего, его родителей или законных представителей при наличии заключения администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2. При организации начального профессионального образования и профессиональной подготовки воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа необходимо руководствоваться Перечнем медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков, утвержденным Министерством здравоохранения СССР и Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию (1985 год).

Наличие у несовершеннолетнего медицинских противопоказаний к обучению профессиям, обучение которым осуществляется в конкретном специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, не входящих в Перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 518, не может служить основанием для отказа в приеме несовершеннолетнего в указанное учреждение.

Для таких несовершеннолетних в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа организуется обучение в рамках общеобразовательных программ (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) без получения начального профессионального образования либо профессиональной подготовки, а также занятия производительным трудом в соответствии с возрастом и состоянием здоровья несовершеннолетних.

3. Анализ статистических данных о состоянии преступности несовершеннолетних в Российской Федерации свидетельствует о том, что значительное число общественно опасных деяний совершают дети и подростки с отклонениями в психическом развитии, в том числе с легкими формами умственной отсталости.

Федеральным законом от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ст.15 п.3) предусмотрен такой вид специального учебно-воспитательного учреждения как специальное (коррекционное) образовательное учреждение закрытого типа. В соответствии с пунктом 6 статьи 15 указанного Федерального закона в специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние с различными отклонениями в развитии и(или) заболеваниями, вызывающими необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях.

В соответствии с Перечнем заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 518, не является противопоказанием к помещению в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа диагноз "Легкая умственная отсталость" (шифр Р70 по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра; включает малоумие, легкую умственную субнормальность, легкую олигофрению, дебильность).

С учетом изложенного чрезвычайно актуальным направлением деятельности по предупреждению правонарушений детей и подростков, организации индивидуальной профилактической работы с ними является создание условий для обучения и реабилитации несовершеннолетних с легкими формами умственной отсталости, совершивших общественно опасные деяния, в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.

Указанная проблема может быть решена двумя способами:

1) создание специальных (коррекционных) учреждений закрытого типа непосредственно для несовершеннолетних с легкими формами умственной отсталости, совершивших общественно опасные деяния;

2) создание коррекционных классов (групп) для несовершеннолетних указанной категории в действующих специальных общеобразовательных школах закрытого типа и специальных профессиональных училищах закрытого типа.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует единственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение закрытого типа для несовершеннолетних с умственной отсталостью, совершивших общественно опасные деяния, - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа N 2 г.Санкт-Петербурга. Кроме того, действует специальная (коррекционная) общеобразовательная школа закрытого типа в Иркутской области, представляющая собой учреждение смешанного типа (в спецшколе содержатся и обучаются как воспитанники с умственной отсталостью, так и воспитанники с сохранным интеллектом).

В последние годы прием небольших групп несовершеннолетних с легкими формами умственной отсталости осуществляет ряд других специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

В целях создания оптимальных условий для содержания, обучения и реабилитации несовершеннолетних с умственной отсталостью в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа (в том числе в учреждениях, не являющихся коррекционными) при организации образовательного и реабилитационного процессов необходимо учитывать специфику работы с такими детьми и подростками.

Важным аспектом успешной реабилитации детей с умственной отсталостью в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, не являющихся коррекционными, является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в учреждении.

Персонал специального учебно-воспитательного учреждения должен быть осведомлен о клинико-психопатологических особенностях детей и подростков с умственной отсталостью.

Руководство образовательным процессом и обеспечение образовательного процесса в коррекционных классах (группах) должны осуществлять специалисты в области коррекционной педагогики, а также педагогические работники, прошедшие соответствующую переподготовку по данному профилю.

Количество педагогических работников (воспитателей, учителей, в том числе учителей трудового обучения, мастеров производственного обучения) в коррекционных классах (группах) соответствует количеству педагогических работников в обычных классах (группах). Наполняемость коррекционных классов (групп) для воспитанников с умственной отсталостью в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа составляет 5-8 человек.

Для воспитанников с умственной отсталостью в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа организуются общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка, соответствующие их психофизическому развитию и имеющие практическую направленность, с использованием учебных планов и программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии VIII вида.

Особое внимание для организации обучения детей и подростков с умственной отсталостью следует уделять индивидуальным занятиям, занятиям в малых группах (не более трех человек).

На всех этапах реабилитационного процесса значительное место отводится реализации лечебных мероприятий (психотерапия, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение и т.д.), что предполагает обязательное наличие квалифицированных медицинских специалистов, материальной базы для проведения лечебной работы, соответствующего медицинского оборудования и медикаментов.

При организации содержания несовершеннолетних с умственной отсталостью в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, не являющихся коррекционными, целесообразно по возможности, особенно на начальном этапе, комплектовать отдельные группы из таких воспитанников и обеспечивать их раздельное (прежде всего в ночное время) проживание с другими воспитанниками учреждения в целях предупреждения негативного влияния на умственно отсталых детей и связанных с этим конфликтных ситуаций.

Число коррекционных классов (групп) для детей с умственной отсталостью в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, не являющемся коррекционным, устанавливается исходя из реальных потребностей региона и возможностей учреждения (включая степень укомплектованности учреждения педагогическими и медицинскими кадрами, уровень их подготовленности, наличие жилых и учебных помещений, уровень материально-технического обеспечения образовательного и реабилитационного процесса и др.).

Принимая во внимание сложность работы по обеспечению содержания, обучения и реабилитации несовершеннолетних с умственной отсталостью в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, не являющемся коррекционным, а также отсутствие у специальных учебно-воспитательных учреждений значительного опыта деятельности в данном направлении, представляется целесообразным на начальном этапе организации указанной работы ограничить число воспитанников этой категории (не более 10-20% от общего числа воспитанников учреждения).

Учитывая вышеизложенное, Минобразование России:

- рекомендует руководителям органов управления образованием субъектов РФ обеспечить условия для содержания, обучения и реабилитации несовершеннолетних с легкими формами умственной отсталости, совершивших общественно опасные деяния, путем создания специализированных учреждений закрытого типа для данной категории несовершеннолетних либо открытия коррекционных классов (групп) в действующих специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, не являющихся коррекционными;

- обращает внимание руководителей органов управления образованием субъектов РФ, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа на то, что помещение несовершеннолетних с умственной отсталостью в специальные учебно-воспитательные учреждения, не являющиеся коррекционными, без соблюдения вышеуказанных требований к организации содержания, обучения и реабилитации детей указанной категории недопустимо. Подобная мера не только не позволит обеспечить полноценную реабилитацию воспитанников с умственной отсталостью, но и негативно скажется на качестве работы специального учебно-воспитательного учреждения с другими воспитанниками.

Заместитель министра
Е.Е.Чепурных



Текст документа сверен по:

"Официальные документы в образовании",

N 20, октябрь, 2003 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»