Действующий

Совместное заявление Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии о принятии Российско-Японского плана действий

3. Сотрудничество на международной арене:
"Продвижение диалога и действия в качестве
стратегических партнеров"


В последние годы активно развивалось российско-японское взаимодействие в решении актуальных международных проблем в рамках ООН, "восьмерки", а также механизмов Азиатско-Тихоокеанского региона, таких, как форум Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Асеановский региональный форум (АРФ), и др.

Россия и Япония укрепляли взаимодействие в интересах эффективной борьбы с международным терроризмом, актуальность которой существенно возросла после событий сентября 2001 года в США. В ноябре 2002 года состоялись первые российско-японские консультации по противодействию международному терроризму.

Расширялось сотрудничество в области контроля за вооружениями, разоружения и нераспространения. Россия и Япония координировали действия в рамках международных нераспространенческих режимов и способствовали продвижению многостороннего диалога по разоруженческой проблематике.

Осуществлялось взаимодействие в рамках созданного в 1993 году Комитета по сотрудничеству в целях содействия в области ликвидации подлежащего сокращению в Российской Федерации ядерного оружия. При содействии Японии был создан и начал функционировать комплекс по переработке жидких радиоактивных отходов "Ландыш" на Дальнем Востоке России. Между соответствующими организациями двух стран последовательно развивалось сотрудничество в области изучения способов утилизации избыточного оружейного плутония с использованием российских реакторов на быстрых нейтронах, и уже проведена предварительная утилизация. Кроме того, Россия и Япония взаимодействовали по линии Международного научно-технического центра (МНТЦ).

В последние годы кардинально расширился круг обсуждаемых в ходе консультаций по линии МИД России и МИД Японии региональных вопросов, укрепилась координация действий в решении актуальных международных проблем. По линии соответствующих подразделений МИДов проводятся консультации по внешнеполитическому планированию, полезные с точки зрения определения средне- и долгосрочных перспектив развития международной обстановки.

Дальнейшие действия


В соответствии с положениями Совместного заявления Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии о взаимодействии в международных делах, подписанного в сентябре 2000 года, и Совместного заявления Министра иностранных дел Российской Федерации и Министра иностранных дел Японии о взаимодействии в борьбе с международным терроризмом, подписанного в феврале 2002 года, обе страны будут и впредь:

сотрудничать по широкому кругу вопросов поддержания и укрепления мира и стабильности - как в глобальном, так и в региональном измерении;

(в области взаимодействия с целью решения международных проблем)


активно продвигать сотрудничество в ООН, "восьмерке" и прочих международных механизмах, предпринимая согласованные действия в различных международных вопросах;

осуществлять активный обмен информацией о потенциальных теругрозах по различным каналам, развивать взаимодействие по антитеррористической проблематике, используя учрежденный формат двусторонних консультаций по противодействию терроризму, а также сотрудничая при обсуждении тематики борьбы с терроризмом в рамках многосторонних структур, в том числе поддерживая усилия, направленные на скорейшее принятие антитеррористических конвенций, в первую очередь Всеобъемлющей конвенции по борьбе с терроризмом и Конвенции о противодействии актам ядерного терроризма;

продолжать сотрудничество в целях оказания помощи Афганистану и сопредельным с ним государствам. Россия и Япония будут прилагать усилия к осуществлению соответствующего сотрудничества в целях пресечения распространения наркотиков с территории Афганистана в районе таджико-афганской границы;

активизировать скоординированные действия по всему комплексу вопросов функционирования ООН с целью увеличения возможностей Организации действовать оперативно и эффективно в соответствии с требованиями и вызовами современного мира. Обе страны исходят из того, что еще большее повышение роли и авторитета Совета Безопасности, в том числе путем проведения его реформы на основе достижения общей договоренности стран - членов ООН, занимает особое место в процессе реформирования ООН. Российская Федерация подтверждает свою поддержку кандидатуре Японии в постоянные члены Совета Безопасности;

расширять взаимодействие в рамках "Группы восьми", а также сотрудничать в процессе подготовки к проведению саммита "восьмерки" в 2006 году в России, в том числе путем обмена имеющимся опытом. Япония позитивно относится к поэтапному расширению формата российского участия в обсуждении вопросов финансовой повестки дня в процессе подготовки и проведения саммитов "восьмерки";

(в сфере контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения)

содействовать укреплению международного мира и стабильности, а также предпринимать действия, направленные на сохранение и совершенствование существующей системы международных договоров в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. Япония приветствует заключенный 24 мая 2002 года между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов, рассматривая его в качестве основы для дальнейшего сокращения стратегических наступательных вооружений;

укрепить механизм координации действий в целях ускорения реализации проектов, согласованных в рамках Комитета по сотрудничеству в области ликвидации подлежащего сокращению в Российской Федерации ядерного оружия, и обеспечить последовательное осуществление проектов, связанных с демонтажем выведенных из состава флота атомных подводных лодок на Дальнем Востоке России;

активизировать усилия по реализации "Основных направлений" Глобального Партнерства "восьмерки" в целях продвижения в их рамках проектов в области нераспространения, разоружения, противодействия терроризму, а также обеспечения безопасности ядерной энергии, объектом которых является Россия;

активно сотрудничать в рамках предпринимаемых по линии "восьмерки" усилий, направленных на определение способа утилизации избыточного оружейного плутония;

способствовать сотрудничеству по линии Международного научно-технического центра (МНТЦ);

(при обсуждении региональных проблем)


активно содействовать продвижению сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в том числе в рамках АРФ, придавая большое значение вопросам обеспечения безопасности и укрепления доверия. Япония приветствует намерение России подключиться к деятельности Форума "Азия - Европа" (АСЕМ);

поддерживать, исходя из понимания необходимости снижения напряженности на Корейском полуострове, а также поддержания и укрепления мира и стабильности в Северо-Восточной Азии, конструктивные усилия заинтересованных стран, направленные на разрешение всех проблем Корейского полуострова путем диалога. В этой связи Япония подчеркивает важность урегулирования нерешенных между Японией и Северной Кореей проблем, в том числе проблемы похищений японских граждан и проблем, касающихся обеспечения безопасности, на основе Пхеньянской декларации, подписанной руководителями Японии и КНДР 17 сентября 2002 года, а также нормализации японо-северокорейских отношений. Россия подтверждает намерение по возможности оказывать содействие процессу нормализации отношений между Японией и Северной Кореей в соответствующей форме;

способствовать мирному урегулированию всех вопросов, связанных с ядерной программой КНДР, в интересах укрепления режима нераспространения и обеспечения безъядерного статуса Корейского полуострова. Россия и Япония выражают сожаление и глубокую озабоченность по поводу недавнего развития ситуации в связи с северокорейской ядерной программой и заявления КНДР о намерении выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и отказаться от выполнения обязательств по Соглашению о сотрудничестве и гарантиях с МАГАТЭ. В данном контексте обе страны подтверждают необходимость скорейшего отказа КНДР от такого намерения и незамедлительного выполнения резолюций Совета управляющих МАГАТЭ от 29 ноября 2002 года и 6 января 2003 года, требующих от КНДР полного и безотлагательного сотрудничества с МАГАТЭ, а также призывают все заинтересованные страны к продолжению диалога в целях политического решения соответствующих вопросов;

углублять сложившийся между Россией и Японией тесный диалог на высоком уровне по проблемам, связанным с ситуацией на Корейском полуострове;