Действующий

Методические рекомендации N 2002/106. Организация стационарозамещающих форм медицинской помощи населению

3. Рекомендации по организации работы стационарозамещающих форм
медицинской помощи населению


Необходимо отметить, что и функционирующие стационарозамещающие формы организации и оказания медицинской помощи порой не отвечают требованиям, предъявляемым к их деятельности. Вопреки ожиданиям дневные стационары могут усиливать затратные тенденции в системе. Дело в том, что эта форма медицинской помощи нередко замещает не столько стационарную, сколько амбулаторно-поликлиническую помощь. Между тем недостаток ресурсов не позволяет иметь дневной стационар как замещение поликлинического звена. Главное предназначение стационарозамещающих форм - замещение стационарной помощи.

Что касается стационаров на дому, то зачастую стационаром на дому подменяются вызовы участковых врачей на дом.

Организация стационарозамещающих форм работы требует четкой регламентации их деятельности и разработки экономических механизмов, стимулирующих внедрение этих форм в учреждениях здравоохранения.

Целью организации ДС на базе больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений является проведение диагностических, лечебных или реабилитационных мероприятий больным, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения, с применением современных технологий лечения и обследования в соответствии со стандартами и протоколами ведения больных. ДС на базе больничных учреждений могут быть организованы в структуре профильных отделений городских больниц, ЦРБ, диспансеров, клиник, НИИ, МСЧ.

Функции ДС могут включать:

- проведение комплексного курсового лечения с применением современных медицинских технологий, включающего, как правило, курс интенсивной терапии (внутривенные инъекции и капельные инфузии лекарственных препаратов), а также лечебно-диагностических манипуляций;

- проведение сложных и комплексных диагностических исследований и лечебных процедур, связанных с необходимостью специальной подготовки больных и краткосрочного медицинского наблюдения после проведения указанных лечебных и диагностических мероприятий;

- послеоперационное медицинское наблюдение за больными, оперированными в условиях стационара или амбулаторно-поликлинического учреждения по поводу несложных хирургических вмешательств (удаления доброкачественных опухолей, вросшего ногтя, флегмон, панарициев и др.);

- подбор адекватной терапии больным с впервые установленным диагнозом заболевания или с хроническими заболеваниями при изменении степени тяжести заболевания (например, больным сахарным диабетом);

- профилактические обследования и оздоровления лиц из групп риска повышенной заболеваемости, в том числе профессиональной, а также длительно и часто болеющих;

- долечивание больных, выписанных из стационара в более ранние сроки, для завершения лечения в условиях активного режима;

- апробацию совместно с кафедрами вузов и НИИ новых методик лечения и обследования больных.

Профиль ДС должен определяться исходя из приоритетных задач, стоящих перед здравоохранением каждой конкретной территории (район, город, область). Контингенты больных, направляемых в ДС, различны: дети, взрослые, женщины, лица старших возрастов. В своей деятельности ДС используют диагностическую, лечебную базу и консультации специалистов того учреждения, на базе которого они развернуты. Ответственность за деятельность дневного стационара несет главный врач поликлиники или больницы.

Направление больных на лечение и обследование в дневном стационаре осуществляется в соответствии с показаниями лечащим врачом поликлиники или стационара, отбор больных в ДС осуществляет заведующий ДС или заведующий профильного отделения, на базе которого создан ДС.

Отбор и лечение больных в дневной стационар следует осуществлять в соответствии с разработанными нами в процессе исследования показаниями и противопоказаниями.

Лечение больных в ДС следует осуществлять с использованием современных технологий лечения больных (приложение 1).

Штатные должности врачей, среднего и младшего медицинского персонала ДС устанавливаются главным врачом учреждения, на базе которого он создан, с учетом мощности ДС, профиля и режима его работы, а также регламентируется приказом Минздрава РФ от 09.12.99 N 438.

Режим работы ДС определяется руководителем медицинского учреждения, на базе которого расположен ДС, и зависит от профиля ДС и характера патологии. Как правило, ДС должен работать в 2-3 смены. В исключительных случаях, когда этого требует характер заболевания, возможно лечение больных в одну смену.

Медицинская и лекарственная помощь населению в условиях дневного стационара оказывается в рамках Территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, а также на условиях добровольного медицинского страхования или платных медицинских услуг в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Питание больных в дневном стационаре решается индивидуально в зависимости от режима его работы и профиля.

Коечная мощность и профиль дневного стационара определяются руководителем лечебно-профилактического учреждения, в составе которого он создан, по согласованию с соответствующим органом управления здравоохранением, с учетом имеющейся инфраструктуры здравоохранения, а также заболеваемости населения.

Койки дневного пребывания в стационарах являются структурной частью коечного фонда отделения (палаты). Мощность стационара определяется числом коек круглосуточного и дневного пребывания.

Организация ДС в больничных учреждениях не должна нарушать лечебно-охранительного и санитарно-гигиенического режима медицинского учреждения. Поэтому нецелесообразно разворачивать койки ДС в структуре круглосуточного отделения больничного учреждения.

ДС может быть многопрофильным (1-2 и более отделений), при этом лечебный процесс должен осуществляться специалистами соответствующего профиля.

Учет коек дневного пребывания в больничных учреждениях и движение больных осуществляются в установленном порядке.

При организации и планировании работы дневных стационаров и стационаров на дому рекомендуется пользоваться предложенной организационной структурой, режимом работы ДС и СД, нормами нагрузки врача, а также расчетными показателями потребности населения в койках ДС.

Финансирование дневного стационара осуществляется за счет средств бюджета соответствующего уровня, выделяемых лечебно-профилактическому учреждению, а также из средств обязательного медицинского страхования и иных источников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. ДС могут также финансироваться из других источников, не запрещенных законодательством. В них могут оказываться медицинские и оздоровительные услуги за счет средств добровольного медицинского страхования и средств граждан.

Необходимо изменить порядок финансирования ДС. С этой целью должны быть разработаны тарифы на медицинские услуги в ДС, включающие в себя все осуществляемые затраты по соответствующим статьям бюджетной классификации.