Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 N 1387, одним из основных направлений повышения эффективности использования коечного фонда определено внедрение малозатратных технологий и развитие стационарозамещающих форм организации и оказания медицинской помощи населению, перераспределение части ее объемов из стационарного сектора в амбулаторный.
Программой государственных гарантий предусматривалось уменьшение почти на 20% объема стационарной помощи за счет развития стационарозамещающих форм, а также планировался рост доли расходов государства на амбулаторно-поликлиническую помощь.
Анализ реализации Программы государственных гарантий показал, что диспропорции объемов медицинской помощи на разных этапах ее оказания сохраняются, а развитие стационарозамещающих форм организации медицинской помощи осуществляется очень медленно. Система здравоохранения продолжает развиваться по экстенсивному пути.
При разработке территориальных программ государственных гарантий по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью во многих субъектах Российской Федерации не планируется проведение эффективных мер по установлению оптимальных пропорций между объемами оказываемой медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапе, установлению баланса между уровнями потребления населением ресурсов здравоохранения и имеющимися ограниченными экономическими возможностями.
Одним из путей повышения экономической эффективности системы здравоохранения и более экономичного использования больничных ресурсов является развитие стационарозамещающих форм медицинской помощи (дневных стационаров на базе амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений, стационаров на дому).
Однако слабая управленческая и финансовая интеграция медицинских учреждений, отсутствие стратегического анализа и координации в деятельности амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений, слабость системы анализа эффективности использования ресурсов, экономических стимулов создают неблагоприятную почву для развития ресурсосберегающих технологий.
Руководители органов и учреждений здравоохранения не заинтересованы в сокращении мощности возглавляемых ими больниц или поликлиник, так как от этого зависит категория учреждения, а соответственно, и величина заработной платы главного врача и его заместителей, что определено приказом МЗ РФ N 377 от 15 октября 1999 года.
Необходимо отказаться также от определения уровня заработной платы руководителей медицинских учреждений в зависимости от их мощности, а перейти к его установлению в зависимости от объема и качества оказываемой медицинской помощи или от численности обслуживаемого учреждением населения.
Изменения экономической и политической ситуации в стране на рубеже 90-х годов привели к тому, что система здравоохранения стала испытывать огромные трудности. Принятие Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", регулирующих деятельность системы здравоохранения в целом, способствовало тому, что на территориальном уровне стали складываться системы здравоохранения, учитывающие лишь местные интересы.
В конечном итоге каждый регион стал создавать свою замкнутую систему здравоохранения, что привело к повышению ресурсоемкости отрасли и к резкой дифференциации объемов оказания медицинской помощи в различных субъектах Российской Федерации.
Ослабление влияния федеральных органов управления здравоохранением на функционирование регионального здравоохранения, а региональных властных структур на муниципальные учреждения здравоохранения в период системной децентрализации отрасли привело к тому, что в одних субъектах Российской Федерации (г.Москва, г.Санкт-Петербург, Самарская, Тверская области) стационарозамещающие технологии успешно внедрялись, в других же субъектах (Тамбовская, Курганская, Рязанская, Читинская области и многие другие) ресурсосберегающие технологии практически не развивались. Важными задачами в этом направлении являются: формирование общей стратегии и тактики рационального использования ресурсов в здравоохранении; планирование объемов медицинских услуг с целью оптимизации сети учреждений здравоохранения на разных этапах оказания медицинской помощи; разработка современных методов управления использованием ресурсов и качеством медицинской помощи. Основным направлением деятельности вновь созданных интегрированных систем является выработка общих для всех звеньев здравоохранения экономических стимулов, обеспечивающих функционирование системы.
Интегрирование системы здравоохранения и медицинского страхования создает предпосылки для более эффективного управления его ресурсами. Одним из основных мероприятий по повышению эффективности использования ресурсов является стимулирование развития ресурсосберегаюших медико-организационных и клинических технологий, в их числе развитие стационарозамещаюших технологий.