БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПРИКАЗ

 от 28 августа 2003 года N БГ-3-03/478


Об утверждении Методических рекомендаций по проведению камеральной налоговой проверки декларации по акцизам на подакцизные товары (по формам N 1, 2, 3)



В соответствии с п.2 ст.4 ч.1 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824), в целях повышения эффективности налогового контроля и установления единого порядка проведения камеральной налоговой проверки декларации по акцизам на подакцизные товары (по формам NN 1, 2, 3)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению камеральной налоговой проверки декларации по акцизам на подакцизные товары (по формам NN 1, 2, 3) (далее - Методические рекомендации).

2. Управлениям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации довести Методические рекомендации до нижестоящих налоговых органов и обеспечить их применение в практической работе.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам О.В.Сердюк.

Министр РФ
по налогами сборам
Г.И.Букаев

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства РФ
по налогам и сборам
от 28 августа 2003 года N БГ-3-03/478

     
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению камеральной налоговой проверки декларации по акцизам на подакцизные товары (по формам NN 1, 2, 3)

     

Раздел 1. Общие положения

1.1. Целью проведения камеральной проверки налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары является контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты акцизов по операциям с подакцизными товарами, признаваемым объектом налогообложения акцизами в соответствии со статьей 182 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Методические рекомендации устанавливают единые принципы организации работы налоговых органов по проведению камеральных налоговых проверок декларации по акцизам на подакцизные товары (далее - камеральная налоговая проверка).

Результаты камеральных налоговых проверок в дальнейшем используются налоговыми органами для планирования и подготовки проведения выездных налоговых проверок.

По результатам предварительного анализа документов определяются ориентировочные данные, которые служат основанием для отбора налогоплательщиков для проведения камеральной налоговой проверки с истребованием всех необходимых документов.

1.2. При проведении камеральной налоговой проверки следует руководствоваться Кодексом, Инструкцией по заполнению декларации по акцизам, утвержденной приказом МНС России от 17.12.2002 N БГ-3-03/716 (далее - Инструкция), Регламентом проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов, утвержденным Министром Российской Федерации по налогам и сборам 28.01.99 (письмо МНС России 29.01.99 N ВГ-14-16/13дсп), а также настоящими Методическими рекомендациями.

1.3. При проведении камеральной налоговой проверки используются:

- налоговые декларации по акцизам на подакцизные товары (далее - декларация);

- документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты акцизов, и иные документы о деятельности налогоплательщиков;

- данные (протоколы ошибок), сформированные средствами АИС после проведения автоматизированного контроля налоговых деклараций.

1.4. Камеральную налоговую проверку декларации рекомендуется проводить по следующим направлениям:

1.4.1. Проверка своевременности представления декларации.

1.4.2. Проверка правильности заполнения декларации в соответствии с Инструкцией.

1.4.3. Проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм акциза.

При проверке показателей налоговых деклараций следует использовать систему контрольных соотношений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности (далее - КС), включающую взаимосвязь отдельных показателей декларации по акцизам на подакцизные товары между собой (внутридокументные КС) (письмо МНС России от 21.04.2003 N ВГ-6-03/4760).

При использовании контрольных соотношений следует иметь в виду, что по результатам проверки с использованием КС определяются только предварительные данные, которые служат основанием для отбора налогоплательщиков для проведения камеральной налоговой проверки, которую необходимо проводить с истребованием необходимых документов и сведений и других мероприятий налогового контроля (встречные проверки, участие свидетелей, экспертиза и т.д.).

1.5. Проверка показателей декларации на соответствие нормам законодательства включает в себя:

- правильность примененных налогоплательщиком ставок акциза;

- правильность расчета налоговой базы;

- обоснованность налоговых вычетов.

Раздел 2. Проверка показателей декларации


В ходе проведения камеральной налоговой проверки следует исключить ошибки, выявленные с взаимоувязкой показателей строк и граф, предусмотренных в декларации.

Такую проверку следует осуществлять в соответствии с таблицей КС показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности декларации по акцизам.

Необходимо проверить:

1) правильность подсчета итоговых сумм, показываемых:

по форме N 1: таблица N 1 "Расчет налоговой базы" (графа 6) по строкам 060 и 080, таблица N 2 "Расчет суммы акциза" (графы 5 и 7) по строкам 030, 040, 070, 090, 110, 120, 130;

по форме N 2 (графы 6, 7, 8, 10, 11, 12) по строкам 030, 050, 070, 090, 110, 130, 150, 170, 190.

По форме N 3 таблица N 3.1 (графа 6) по строкам 110-150, (графы 6 и 8) по строкам 460-500, 610-650, (графа 8) по строкам 660, 970-1020;

2) взаимосвязь строк и граф, предусмотренных в декларации по акцизам.

В таблицу N  1 формы N 1 декларации переносятся данные из приложений NN 1-4 к форме N 1 таблицы N 1.

Необходимо проверить правильность переноса данных из указанных приложений в таблицу N 1 формы N 1 декларации. Такую проверку следует осуществлять в соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 приложения N 1 таблицы КС.

В таблицу N 2 формы N 1 декларации переносятся данные из таблицы 1 формы 1 декларации.

Необходимо проверить правильность переноса данных из таблицы N 1 в таблицу N 2 формы 1 декларации. Такую проверку следует осуществлять в соответствии с пунктами 1.9, 1.16, 1.18, 1.22 приложения N 1 таблицы КС.

Данные об объемах реализованной продукции на территории Российской Федерации, указанные в строках 1060-1100 по графе 4 таблицы 3.2 формы N 3 декларации, должны соответствовать данным, указанным в строках 770-810 по графе 6 таблицы 3.1 формы N 3 декларации.

Данные о суммах акциза, подлежащих уплате в бюджет, отраженных в строках 1060-1100 по графе 6 таблицы 3.2 формы N 3 декларации, должны соответствовать данным, отраженным в строках 980-1020 по графе 8 таблицы 3.1 формы N 3 декларации.

Общая сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет по всем видам подакцизных нефтепродуктов, отраженная в строке 1050 по графе 6 таблицы 3.2 формы 3 декларации, должна соответствовать сумме, отраженной в строке 970 по графе 8 таблицы 3.1 формы 3 декларации.

Раздел 3. Проверка показателей декларации на соответствие нормам законодательства

3.1. Камеральная налоговая проверка показателей формы N 1 декларации.

3.1.1. Правильность применения налоговых ставок.

Если налогоплательщиком заполнены строки 010 "Признак несовпадения вида подакцизного товара коду бюджетной классификации" и "Код бюджетной классификации", следует проверить наличие отдельной декларации по каждому коду бюджетной классификации.

При проверке правомерности применения ставки акциза сотрудник налогового органа может проверить наличие в налоговом органе по месту нахождения акцизного склада уведомления о поставке (передаче) алкогольной продукции с акцизного склада, представляемого организацией - поставщиком (отправителем) алкогольной продукции в соответствии с приказом МНС России от 31.03.2003 N БГ-3-07/154 "Об утверждении порядка хранения алкогольной продукции, находящейся под действием режима налогового склада, и единой системы учета ее движения" (зарегистрирован в Минюсте 04.06.2003 N 4636).

3.1.2. Правильность определения налоговой базы по акцизам.

Форма N 1 включает в себя две таблицы, в которых осуществляется расчет налоговой базы (таблица N 1) и суммы акциза (таблица N 2).

По спирту этиловому, спиртосодержащей, алкогольной продукции, автомобилям легковым и мотоциклам, реализуемым на территории Российской Федерации, проверка формы N 1 декларации начинается с приложения N 1 к форме N 1 таблицы N 1.

По спирту этиловому, спиртосодержащей, алкогольной продукции, автомобилям легковым и мотоциклам, реализуемым на экспорт, проверка формы N 1 декларации начинается с приложения N 2 к форме N 2 таблицы N 1.

По табачным изделиям и пиву, реализуемым на территории Российской Федерации, проверка формы N 1 должна начинаться с приложения N 3 к форме N 1 таблицы N 1.

По табачным изделиям и пиву, реализуемым на экспорт, проверка формы N 1 начинается с приложения N 4 к форме N 1 таблицы N 1.

Приложения NN 1, 2, 3, 4 к таблице N 1 формы N 1 должны быть заполнены по каждому виду подакцизных товаров, произведенных и реализованных налогоплательщиком.

Учитывая, что в соответствии со статьей 204 Кодекса уплата акцизов по спирту этиловому, спиртосодержащей, алкогольной продукции, пиву, табачной продукции, автомобилям легковым, мотоциклам с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт должна осуществляться равными долями исходя из фактической реализации за истекший налоговый период, расчет налоговой базы и суммы акциза по этим товарам в декларации по форме N 1 (в т.ч. в таблице N 1, таблице N 2 и в приложениях к таблице N 1) должен производиться за налоговый период в целом. Полученная сумма акциза делится пополам и вносится в бюджет в два срока, которые установлены указанной статьей. Таким образом, при проверке суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, необходимо обратить внимание на соблюдение указанных пропорций.

В приложении N 1 вид подакцизного товара указывается в строке, имеющей код 010.

В строках, имеющих код 070, по наименованиям товаров, относящимся к одному и тому же виду подакцизного товара, производится пересчет налоговой базы на безводный спирт или определяется общая мощность двигателей в лошадиных силах.

При проведении камеральной налоговой проверки необходимо проверить правильность пересчета налоговой базы. Для этого необходимо показатель графы 6 приложения N 2 к форме N 1 таблицы N 1 декларации умножить на показатель графы 7 соответствующей графы данного приложения и сравнить с показателем, указанным в графе 8.

При проведении камеральной налоговой проверки необходимо проверить правильность определения налоговой базы, признанной объектом налогообложения (по строкам, имеющим код 090).

В строках, имеющих код 090, определяется налоговая база по каждой операции, признанной объектом налогообложения.

В приложениях NN 1-4 к таблице N 1 формы N 1 налогоплательщик должен перечислить все операции, признанные объектом налогообложения акцизами, которые фактически совершались в истекшем налоговом периоде. По каждой из перечисленных операций должна быть указана налоговая база, т.е. объем реализованной продукции.

При проведении камеральной проверки необходимо проверить правильность переноса указанных показателей.

Приложения NN 2 и 4 к таблице N 1 заполняются аналогично приложениям NN 1 и 3, соответственно, по подакцизным товарам, реализованным на экспорт.

3.1.3. Правильность применения налоговых вычетов по акцизам.

3.1.3.1. При необходимости подтверждения передачи сырья на переработку у налогоплательщика могут быть истребованы документы, подтверждающие факт передачи сырья, а также проведены встречные проверки.

Если при производстве одного подакцизного товара используется другой подакцизный товар, имеющий отличную от него единицу измерения налоговой базы, то вся стоимость использованного подакцизного товара, включая акциз, должна быть отнесена на затраты по производству товара.

3.1.3.2. При проверке правильности применения налоговых вычетов сумм акцизов по приобретенным подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, необходимо проверить наличие расчетных документов и счетов-фактур, предъявленных налогоплательщиком и подтверждающих уплату им соответствующих сумм акциза. Должностному лицу налогового органа, проводящему камеральную проверку, необходимо провести анализ представленных документов и, при необходимости, направить запрос в налоговый орган по месту регистрации поставщика подакцизного товара, провести встречные проверки.

В случае, если в результате камеральной налоговой проверки установлено, что налогоплательщиком к вычету предъявлена сумма, превышающая величину, рассчитанную по формуле, указанной в статье 201 Кодекса, то сумма указанного превышения вычету не подлежит, а должна быть отнесена на убытки организации.

При проверке правильности уменьшения сумм акциза, подлежащих уплате в бюджет, проверяется правильность заполнения соответствующих платежных документов.