Эффективность деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения во многом определяется целенаправленностью и углубленностью изучения причин возникновения ДТП, методов и способов их предупреждения.
В соответствии с многоуровневой структурой основных и сопутствующих причин ДТП тематика научных исследований, выполняемых в последние два года и планируемых в рамках реализации подпрограммы "Безопасность дорожного движения" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" на период 2002-2010 годов, включает научно-исследовательские работы, связанные с: изучением причин и обстоятельств совершения ДТП; разработкой комплексов мероприятий, направленных на сокращение аварийности; повышением надежности водителей транспортных средств (совершенствованием методов и средств обучения, психофизиологического профессионального отбора и контроля состояния водителей); повышением конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств (совершенствованием технических требований и методов испытаний транспортных средств, созданием технических средств нового поколения, обеспечивающих повышение активной и пассивной безопасности автотранспортных средств до уровня требований перспективных международных и российских стандартов); повышением эффективности контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения; совершенствованием нормативной правовой и методической базы; развитием информационных систем; совершенствованием государственной системы управления в области обеспечения безопасности дорожного движения; разработкой механизмов взаимодействия, финансирования, систем мониторинга состояния и проблем безопасности дорожного движения.
Особенности реализации указанных направлений исследований отражены в соответствующих разделах настоящего доклада.
В 2001-2002 годах состоялось пять сессий Рабочей группы по безопасности дорожного движения Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН, в которых приняли участие представители большинства европейских государств, а также следующие межправительственные и неправительственные организации: Европейская комиссия, Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ), Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Международная организация по стандартизации, Европейская федерация жертв дорожно-транспортных происшествий, Международная мотоциклетная федерация, Европейская федерация ассоциаций мотоциклистов, Международная федерация пешеходов, Международный туристический альянс, Международная автомобильная федерация, Международная ассоциация заводов - изготовителей мотоциклов, Международный комитет по экзаменам на вождение. В качестве наблюдателя участвовал Институт по проблемам безопасности на дорогах.
Российская делегация принимает активное участие в решении вопросов, стоящих перед Рабочей группой. Кроме того, представитель Российской Федерации входит в специальную группу экспертов по правовым вопросам, образованную для проведения юридической экспертизы всех предложений, касающихся внесения изменений и дополнений в Конвенцию о дорожном движении, Конвенцию о дорожных знаках и сигналах и Европейские соглашения, дополняющие эти Конвенции.
Одним из важных направлений деятельности Рабочей группы является переработка требований к выдаче, использованию и взаимному признанию национальных и международных водительских удостоверений, а также требований к информации, которая должна содержаться в этих документах. В рамках этого направления российской стороной подготовлены предложения по внесению изменений в статьи 41-43 Конвенции о дорожном движении, а также приложения 6 и 7 к ней, регламентирующие содержание, порядок выдачи и признания международных и национальных водительских удостоверений. В частности, подготовлен новый унифицированный образец национального водительского удостоверения, утверждение которого в будущем позволит в будущем отказаться от использования международных водительских удостоверений, предусмотренных Конвенциями о дорожном движении 1949 и 1968 годов.
Учитывая тенденцию к размещению на регистрационных знаках транспортных средств многих стран (в том числе Российской Федерации) отличительного знака государства регистрации, разработаны предложения по внесению поправок в статью 37 Конвенции о дорожном движении и в приложения 1-3 к ней. Упомянутые поправки учитывают интересы Российской Федерации и не противоречат требованиям отечественных нормативных правовых актов. Унификация нанесения на регистрационный знак отличительного знака государства регистрации позволит упростить процедуру определения принадлежности транспортного средства для всех стран - членов ЕЭК ООН.
Исходя из актуальности вопросов обеспечения безопасности дорожного движения в местах проведения дорожных работ, а также в автодорожных тоннелях, принято участие в разработке поправок к статье 25-бис Конвенции о дорожном движении, статьям 7, 29 и приложению 1 к Конвенции о дорожных знаках и сигналах.
27 января 2003 года вступила в действие поправка 2 к Европейскому соглашению 1971 года. В соответствии с указанной поправкой, а также подписанным Российской Федерацией Соглашением 1997 года о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров, водители находящихся в международном движении транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 т, за исключением транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и имеющих не более 8 пассажирских мест, должны иметь действительный, надлежащим образом заполненный международный сертификат технического осмотра.
Соглашение 1997 года кроме России подписали 22 европейских государства. Таким образом, начиная с 27 января 2003 года российские автоперевозчики, выполняющие международные перевозки пассажиров и грузов и не имеющие международных сертификатов технического осмотра, могут быть не допущены к участию в международном движении, что приведет к вытеснению российских перевозчиков с рынка международных автоперевозок. Кроме того, до настоящего времени в стране не определен компетентный орган, который несет ответственность за функционирование Соглашения на территории России и не установлен порядок выдачи международных сертификатов.
В 2002 году специалисты Министерства транспорта Российской Федерации приняли участие в работе Рабочей группы по безопасности на транспорте Европейской конференции министров транспорта, на которой были рассмотрены документы, касающиеся роли ЕКМТ в повышении безопасности дорожного движения, стратегии безопасности на проселочных дорогах и ряда других вопросов.
В России осуществляется реализация ряда проектов, созданных в содружестве с ведущими зарубежными специалистами в области обеспечения безопасности дорожного движения. Так, в 1999-2002 годах при поддержке Министерства транспорта и связи Финляндии и Совета министерств Северных стран выполнялся российско-финский проект "Безопасность дорожного движения в городах Архангельск, Мурманск, Петрозаводск".
Развивается сотрудничество между подразделениями Госавтоинспекций приграничных областей России и государств - членов СНГ в рамках соглашений министерств внутренних дел, проводится обучение российских специалистов в профильных учебных учреждениях за рубежом, осуществляется участие в международных конференциях, семинарах, выставках специальной техники в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Периодически (один раз в два года) проводится международная специализированная выставка "Интерсигналдортранс". В течение 2000-2002 годов организовывались ежегодные экспозиции технических средств Госавтоинспекции в составе объединенного стенда МВД России в рамках международных выставок средств обеспечения безопасности государства "Интерполитех". Ежегодно готовятся и издаются обзоры зарубежного опыта обеспечения безопасности дорожного движения.