О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации

Рис.4.2

     

Количество ДТП из-за нарушения ПДД водителями отдельных типов транспорта в расчете на 10 тыс.ед. транспортных средств (1997-2002 годы)     




Основными факторами, обусловившими высокий уровень аварийности на пассажирском автомобильном транспорте, являются: увеличение на рынке услуг по перевозке пассажиров числа субъектов малого предпринимательства, не имеющих надлежащих условий для обеспечения требований безопасной эксплуатации автобусов; ограниченное внедрение современных средств управления пассажирскими перевозками; недостаточная квалификация и низкая транспортная дисциплина водителей автобусов; несовершенство конструкции и неудовлетворительное техническое состояние автобусов; участившиеся случаи нарушения норм вместимости автобусов, использования подвижного состава, не соответствующего виду осуществляемых перевозок; малоэффективная система профилактической работы и контроля за соблюдением требований в области безопасности дорожного движения; отсталость нормативной правовой базы в сфере организации маршрутных автобусных перевозок в условиях рыночной экономики.

В 2002 году автобусный парк в стране составлял 703 тыс. единиц. Около 150 тыс. автобусов, находящихся в собственности юридических и физических лиц, задействовано на маршрутных перевозках пассажиров. Остальной парк используется преимущественно для собственных нужд организаций различных отраслей экономики и физических лиц.

В последние годы в структуре перевозчиков резко возросло число мелких хозяйствующих субъектов, существенно увеличилось количество автобусов в собственности физических лиц. Пополнение парка принадлежащих им автобусов в основном происходит за счет ввоза в страну бывших в эксплуатации автобусов. При этом большая их часть - это автобусы устаревших моделей, техническое состояние и конструкция которых зачастую не отвечают современным требованиям, а сроки эксплуатации превышают 10 лет.

В предприятиях и организациях с малой численностью автобусов (до 10 единиц), как правило, отсутствует необходимое ремонтное и диагностическое оборудование, квалифицированный персонал для проведения предупредительно-профилактических мероприятий.

Свыше трети (36,0%) автобусного парка находится в собственности физических лиц (250 тыс.), из которых около 50 тыс. используются для осуществления коммерческих услуг по перевозке пассажиров. За 2 года численность автобусов, принадлежащих физическим лицам, увеличилась на 34,6%, Данное обстоятельство оказывает существенное влияние на рост аварийности на автобусном транспорте в целом. Относительные показатели аварийности (такие, как количество ДТП на 10 тыс. автобусов) на автобусном транспорте физических лиц, несмотря на некоторое снижение, еще значительно выше, чем на транспорте юридических лиц (рис.4.3).