Динамика показателя риска гибели пешеходов в ДТП (1997-2002 годы)
Основными причинами сложившегося положения с безопасностью пешеходов является имевшее место на протяжении ряда лет недостаточное внимание к обеспечению безопасности этой категории участников дорожного движения. Обострение проблемы в последнее время вызвано значительным ростом количества транспортных средств в стране. Условия дорожного движения для пешеходов при этом значительно изменились, став более опасными. Это подтверждается и результатами социологических опросов. Так, более 90% пешеходов считают, что за последние несколько лет количество автомобилей на улицах и дорогах значительно увеличилось. При этом более половины (54%) опрошенных отмечают, что за последние 1-2 года участие в дорожном движении пешехода стало заметно опаснее.
Однако указанные изменения произошли за сравнительно короткий промежуток времени, и у населения не успели сформироваться стереотипы поведения, соответствующие новым условиям дорожного движения. Деятельность же по формированию таких стандартов со стороны государства и контроль за соблюдением Правил дорожного движения пешеходами оказались явно недостаточными. В результате наблюдается резкий рост количества ДТП, погибших и раненых в них из-за нарушений Правил дорожного движения пешеходами.
Не была обеспечена и необходимая дорожная инфраструктура, отвечающая новым дорожным условиям движения для пешеходов, которая могла бы надежно защитить их от наездов транспортных средств (достаточное количество подземных, надземных и регулируемых пешеходных переходов, островков безопасности, тротуаров, поднятых над уровнем проезжей части дороги, дорожных ограждений и т.д.). По данным социологического опроса, только 7% пешеходов оценивают имеющееся количество подземных и надземных пешеходных переходов в их городе как достаточное; 31% - что их не совсем достаточно и 47% считают, что таких переходов в городе явно недостаточно.
Исчерпывающей объективной информации, характеризующей состояние дорожно-транспортной инфраструктуры с точки зрения обеспечения безопасности пешеходов (о количестве и состоянии надземных и подземных переходов, ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек и т.п.) в масштабах страны не имеется. Однако анализ показывает, что основная часть наездов транспортных средств на пешеходов (около 90%) совершается вне пешеходных переходов.
Каждый год большое количество пешеходов попадает под колеса автомобилей при пересечении дорог по пешеходному переходу (девятая часть всех наездов на пешеходов совершена в этих местах). Светофорное регулирование движения на пешеходных переходах, расположенных вне перекрестков (позволяющее снизить общее количество ДТП на 10-15%), используется недостаточно. Более 90% опрошенных пешеходов отметили, что водители почти никогда не уступают им дорогу на нерегулируемом переходе. Проводимые операции "Пешеход" недостаточно эффективны.
По данным статистики, удельный вес освещенных участков улично-дорожной сети от общей ее протяженности в городах и поселках городского типа составляет 64,5%, дорог с наружным освещением в населенных пунктах и на пересечениях - лишь 16,2%. Отсутствие или недостаточная освещенность улиц и дорог негативно влияют на дорожно-транспортный травматизм пешеходов. С увеличением продолжительности темного времени суток число погибших и раненых в ДТП пешеходов возрастает, максимальные количество наездов на пешеходов и число пострадавших пешеходов (четвертая часть) отмечается в октябре и ноябре, тогда как наибольшее общее количество ДТП регистрируется в июле, августе и сентябре.
Освещение дорог (увеличение уровня освещенности), способствуя существенному снижению общего количества ДТП и числа погибших (по данным зарубежных исследований на 30 и 65% соответственно), наибольшее влияние оказывает на сокращение в темное время суток наездов на пешеходов (снижение составляет около 50%).
Повышению травматизма пешеходов способствуют также недостатки в содержании улиц и дорог, в том числе тротуаров, пешеходных переходов, других мест, которыми пользуются пешеходы (автобусные остановки, перекрестки и т.д.).
Дорожно-транспортный травматизм в группе пожилых (от 65 и более лет) и молодых (от 15 до 24 лет) пешеходов отличается особенно высоким уровнем и неблагоприятной динамикой. Пожилые пешеходы по тяжести последствий полученных травм (20 погибших из 100 пострадавших этой возрастной группы) и по значению риска погибнуть в ДТП (более 14 погибших в ДТП пешеходов на 100 тыс. жителей этого возраста) являются в России наиболее уязвимыми среди всех возрастных групп пешеходов (рис.4.8, 4.9).