О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации

1.1.3 Характеристика безопасности дорожного движения в местах пересечения в одном уровне автомобильных и железных дорог


Рост количества транспортных средств обусловил увеличение интенсивности движения на пересечениях автомобильных и железных дорог (переездах). Безопасность движения на переездах зависит в первую очередь от уровня их технического оснащения, обустройства, дисциплинированности водителей транспортных средств.

Дорожно-транспортные происшествия в этих местах характеризуются высокой тяжестью последствий. В 2002 году она составила 23 погибших на 100 пострадавших. В течение года в зоне переездов зарегистрировано 448 ДТП, в которых погибло 167 и ранено 553 человека. Причем по сравнению с предшествующим годом количество происшествий и число раненых в них людей возросло на 9,0 и 9,9% соответственно, а число погибших уменьшилось на 1,8%.

На переездах, находящихся в ведении МПС России, в 2002 году произошло 316 (+1,3%) ДТП, в которых погиб 121 (-8,3%) и ранено 217 (+1,9%) человек. По сравнению с прошлым годом количество ДТП возросло на переездах Октябрьской, Горьковской, Северной, Северо-Кавказской, Куйбышевской и Дальневосточной железных дорог. Ни одного происшествия не было зарегистрировано в местах пересечения автомобильных и железных дорог в регионах Калининградской и Сахалинской железных дорог.

В среднем на 100 переездов пришлось 2,5 ДТП. Выше значение этого показателя на Горьковской, Северной, Северо-Кавказской, Куйбышевской, Свердловской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах.

Число пострадавших в ДТП людей увеличилось в регионах Октябрьской, Приволжской, Куйбышевской, Свердловской, Западно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог. Снижение аналогичного показателя отмечено на Московской, Горьковской, Северной, Северо-Кавказской, Юго-Восточной, Южно-Уральской, Красноярской, Восточно-Сибирской и Сахалинской железных дорогах. Если в целом по сети железных дорог МПС в расчете на 100 переездов пострадал один человек, то в регионах Забайкальской, Куйбышевской железных дорог значение этого показателя составило четыре и три соответственно.

Тяжесть последствий ДТП на переездах МПС значительно выше аналогичного показателя для всех переездов и в 2002 году составила 36 погибших в расчете на 100 пострадавших. Самой высокой тяжестью последствий характеризовались ДТП в регионах Красноярской (все пострадавшие погибли), Приволжской (90 погибших на 100 пострадавших), Восточно-Сибирской (83), Забайкальской (63), Дальневосточной (48) и Юго-Восточной (45) железных дорог.

В 2002 году наивысший уровень аварийности на переездах зарегистрирован в первом квартале (30,1%) с пиком в январе. Четвертая часть (25,2%) всех происшествий совершена в период с июля по сентябрь включительно. Минимальную долю (20,2%) составили ДТП, происшедшие во втором квартале.

Наиболее "аварийными" днями недели были среда, суббота и пятница.

В 2002 году, как и в прошедшие годы, наибольшее количество ДТП (26,9%) пришлось на период с 12 до 16 часов, а наименьшее (7,8%) - от 0 до 4 часов.

Подавляющее количество (87,3%) происшествий совершено водителями при ясной погоде и хороших условиях видимости как красных сигналов переездных светофоров, так и приближающихся к переездам поездов, а в условиях тумана, осадков в виде дождя и снега - 11,3%. Практически все (98,5%) ДТП произошли на переездах при исправно действующей автоматической светофорной сигнализации.

Большая часть (82,5%) всех происшествий совершена на переездах, не обслуживаемых дежурными. По сравнению с 2001 годом их количество уменьшилось на 3,0%. Тем не менее в регионах Октябрьской, Северо-Кавказской, Свердловской, Западно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог отмечен рост количества происшествий.

В 2002 году на переездах, обслуживаемых дежурными, было совершено 57 ДТП (+26,7%), при этом четвертая часть из них произошла на Куйбышевской, а седьмая - на Северной железных дорогах.

Около половины (44,2%) всех происшествий составили столкновения автомо-тотранспорта с грузовыми поездами, 42,4% - пассажирскими поездами и 9,8% - одиночными локомотивами. На переездах в регионах Куйбышевской (2 ДТП) и Западно-Сибирской (1) железных дорог совершены столкновения автобусов с поездами. Из-за столкновений подвижного состава с легковыми автомобилями произошло 193 ДТП, грузовыми - 59. По сравнению с 2001 годом количество таких происшествий увеличилось на 9,0% и 11,3% соответственно.

На Куйбышевской, Южно-Уральской и Сахалинской железных дорогах зарегистрированы столкновения поездов с транспортными средствами, водители которых пытались пересечь железнодорожные пути вне переездов.

Всего в течение года было разбито 290 ед. транспортных средств, в том числе 193 легковых автомобиля и 59 грузовых автомобилей. Повреждено 108 секций локомотивов, 10 вагонов. Суммарный перерыв в движении поездов составил 200 часов.

Более половины (53,2%) всех ДТП произошли на пересечениях железных дорог с дорогами местного значения, каждое пятое (20,7%) - с федеральными дорогами, четвертая часть (25,6%) - на переездах, расположенных на территории городов и населенных пунктов.

Основное количество ДТП (98,5%) произошло из-за нарушений правил дорожного движения водителями. Проезд на запрещающий сигнал переездных светофоров послужил причиной 79,8% всех ДТП, каждое шестое происшествие связано с объездом водителем транспортного средства закрытого шлагбаума.

Максимальное количество ДТП (43,5%) совершено водителями в возрасте от 30 до 40 лет. Каждое четвертое ДТП (19,6%) произошло по вине водителей в возрасте от 20 до 30 лет. Нарушения правил дорожного движения молодыми водителями до 20 лет послужили причиной 7,4% всех ДТП.

Три четверти всех ДТП (74,7%) произошли по вине водителей транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, причем количество таких происшествий имеет тенденцию к увеличению. Так, по сравнению с 2001 годом рост ДТП по вине данной категории участников дорожного движения составил 8,8%, а удельный вес увеличился на 5,1%. Неудовлетворительное положение с аварийностью в значительной степени является следствие массового нарушения водителями транспортных средств правил проезда железнодорожных переездов. За 2000-2002 годы только на переездах, обслуживаемых дежурными, было зарегистрировано около 97 тыс. административных правонарушений, допущенных водителями.