О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации

2.3.3.* Характеристика железнодорожных переездов

  ________________

* Нумерация соответствует оригиналу. Вероятно следует читать 2.2.3. - Примечание "КОДЕКС".


В настоящее время в стране эксплуатируется около 20 тыс. железнодорожных переездов, из них в ведении МПС России - более 13 тыс. Большая часть (89%) - это переезды общего пользования. Из общего числа переездов 57,8% составляют регулируемые переезды, из них треть (32,5%) обслуживаются дежурными. В целом по России 39,4% переездов расположены на маршрутах пассажирских перевозок и 6,5% - на маршрутах движения школьных автобусов.

Как показывают материалы проверок, проведенных подразделениями Госавтоинспекции, в настоящее время не уделяется должного внимания повышению уровня безопасности движения на железнодорожных переездах, обустройству и содержанию их в соответствии с действующими нормативами. Около половины железнодорожных переездов не соответствуют требованиям "Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России". Все замечания и недостатки, отмеченные в актах, остаются не выполненными в полном объеме. Свыше 20% переездов эксплуатируются с изношенным настилом, 15% - с отступлением от требований нормативов по освещенности, на 30% - на подходах не установлены в необходимом объеме соответствующие дорожные знаки. На шлагбаумах отсутствуют светоотражающие элементы.

Медленно осуществляются мероприятия, предусматривающие увеличение пропускной способности указанных пересечений, обеспечение боковой видимости и обустройство переездов шлагбаумами, перекрывающими всю проезжую часть. По итогам проведенного в 2002 году Всероссийского мероприятия "Внимание, переезд!" недостатки в эксплутационном состоянии имели 11267 переездов, в т.ч. 6779 - в системе МПС России и 4488 - в ведении иных хозяйствующих субъектов. В ходе проведения данного мероприятия привлечено к административной ответственности за нарушение правил проезда переездов около 20 тыс. водителей и около 2 тыс. должностных лиц. Выявлено 180 бесхозных переездов.

По-прежнему сохраняется тенденция оперативного устранения только таких неисправностей, которые требуют малых капитальных затрат, а неисправности, для устранения которых необходимо значительное финансирование (неисправности настилов, автомобильных подходов, дорожных знаков), устраняются крайне медленно.

В настоящее время работы по оборудованию переездов новыми и модернизированными устройствами в основном проводятся в системе МПС России. Интенсивно осуществляется оснащение переездов поездной радиосвязью (85,5% от общего количества переездов), автоматической световой сигнализацией (88,4%), заградительной сигнализацией на переездах, обслуживаемых дежурными (91,9%).

На начало 2002 года практически все переезды, обслуживаемые дежурными (2555 переездов из 2599), оборудованы поездной радиосвязью. Увеличилась (+3,4%) доля переездов, обслуживаемых дежурными и оборудованных устройствами автоматики. На 2,7% стало больше количество оборудованных автоматической светофорной сигнализацией переездов, не обслуживаемых дежурными.

Возросло количество уложенных на переездах резинотехнических настилов, обеспечивающих плавность движения, повышающих надежность сцепления колес и исключающих образование гололеда. В 2000 году находилось в эксплуатации 928 таких настилов, в 2002 году - 1315. Увеличивается число пешеходных дорожек в границах переездов. В 1998 году на переездах было 1027 таких дорожек, а по состоянию на 1 января 2002 года их количество возросло на 19,7% и составило 1229.

Как показывает анализ аварийности, переезды, обслуживаемые дежурными работниками, являются наиболее безопасными. Вместе с тем в системе МПС России отмечается тенденция к сокращению их числа.

В силу ограниченных финансовых возможностей низкими темпами ведется строительство путепроводов. Медленными темпами осуществляются мероприятия по увеличению пропускной способности переездов и обустройству их шлагбаумами, перекрывающими всю ширину проезжей части. Автоматическими шлагбаумами оборудованы только 60,7% переездов, электрическим освещением - каждый второй (51,1%). Крайне медленно идет оснащение переездов с интенсивным движением поездов и транспортных средств, а также с высокоскоростным движением пассажирских поездов устройствами заграждения от несанкционированного выезда на них транспортных средств. На начало 2002 года такими устройствами было оборудовано только 448 переездов (17,2%),

До настоящего времени не выполнено поручение Правительственной комиссии Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения о разработке ГОСТа, регламентирующего требования к устройству и содержанию железнодорожных переездов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Существенным резервом сокращения аварийности на переездах являются: совершенствование их эксплутационных характеристик; строительство дополнительных полос для движения автомобильного транспорта; введение реверсивного движения; организация одностороннего движения автотранспорта через переезды, расположенные в непосредственной близости один от другого; строительство транспортных развязок в разных уровнях; обеспечение оптимального времени закрытия переездов в зависимости от скорости движения поездов; повышение дисциплины водителей и качества их подготовки, усиление мер воспитательного характера, активизация пропаганды соблюдения правил безопасности движения при проезде железнодорожных переездов.