О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации

4.1. Совершенствование государственной системы управления в области обеспечения безопасности дорожного движения


К важным факторам, определяющим высокий уровень аварийности в России, относятся проблемы и недостатки функционирования системы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения, недостаточно эффективные механизмы реализации государственной политики, финансирования, стимулирования, регулирования и контроля деятельности по повышению безопасности дорожного движения на федеральном, региональном и местных уровнях.

При прогнозируемом в ближайшие годы в России дальнейшем росте автомобилизации проблему обеспечения безопасности дорожного движения можно решить, лишь создав эффективную государственную систему управления безопасностью дорожного движения. Это подтверждается опытом стран развитой автомобилизации (США, Франция, Япония, Германия, Финляндия и др.), в которых в 60-70 годы рост уровня автомобилизации сопровождался пропорциональным ростом дорожно-транспортной аварийности и которым удалось на основе существенного повышения эффективности государственных систем управления обеспечением безопасности дорожного движения остановить этот рост и добиться значительных успехов в сокращении аварийности.

Задача совершенствования системы управления в области обеспечения безопасности дорожного движения органично связана с общей стратегией совершенствования системы государственного управления в России. При этом учитываются соответствующий опыт стран развитой автомобилизации и рекомендации авторитетных международных организаций, занимающихся проблемами безопасности дорожного движения (в частности, ЕКМТ).

Мировой опыт показывает, что эффективность управления безопасностью дорожного движения обусловливается содержанием основных принципов государственной политики в этой области, наличием необходимых структур и механизмов для их реализации.

Согласно Федеральному закону "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Провозглашенный в качестве одного из основных принципов приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, реализуется не в полной мере. Условиями реализации этого принципа, в частности, являются: оценка проблемы безопасности дорожного движения органами государственного управления всех уровней в качестве приоритетных; четкое определение полномочий и ответственности всех субъектов управления в области обеспечения безопасности дорожного движения, механизмов их взаимодействия (ответственность за то или иное направление деятельности должна быть передана на соответствующий уровень организационной структуры, имеющей необходимые полномочия); определение количественных и качественных целей сокращения аварийности на национальном и региональном уровнях; определение приоритетных направлений деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения (проблемных областей) и соответственно целей по каждой проблемной области, а также стратегий достижения этих целей; организация системы мониторинга проблем безопасности дорожного движения с постоянным измерением показателей эффективности принимаемых мер.

Пока еще слабо реализуются механизмы экономического стимулирования повышения безопасности дорожного движения производителями продукции и услуг в области автомобильного транспорта, обеспечения большей привлекательности качественной продукции и услуг для потребителей (водителей, пассажиров, пешеходов и др.), целевого их информирования о безопасности как о важнейшем качестве продукции и услуг в указанной сфере.

Также необходимо создание эффективной системы принуждения, особенно в отношении применения непопулярных мер обеспечения безопасности дорожного движения.

Количество федеральных органов управления, причастных к системе управления безопасностью дорожного движения, велико (Минтранс России, МВД России, Минздрав России, Минобразование России, МЧС России, МПС России и др.), но практически у всех обеспечение безопасности дорожного движения не является основной задачей. Следует отметить, что до настоящего времени не удалось преодолеть ведомственные разобщенность и подходы к планированию мероприятий.

Действующая система распределения полномочий и ответственности органов управления в области обеспечения безопасности дорожного движения требует совершенствования, она не нацелена на конечные результаты - сокращение аварийности и снижение уровня тяжести ее последствий. Необходим перенос акцента с регламентации процесса деятельности на установление требований к результату деятельности, создание эффективного механизма реализации государственно-властных полномочий субъектов, участвующих в обеспечении безопасности дорожного движения.

В настоящее время при Правительственной комиссии Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения создана первая рабочая группа по изучению причин ДТП с особо тяжкими последствиями. Следует ускорить обеспечение деятельности этой рабочей группы правовыми и методическими документами, активизировать ее участие в выработке эффективных мер государственного воздействия на причины подобных ДТП, обеспечить информацией о выявленных причинах и мерах по их устранению региональные органы управления, широкий круг заинтересованных организаций и специалистов.

Основная практическая деятельность органов управления по обеспечению безопасности дорожного движения сосредоточена на региональном уровне. Именно регионы располагают основным ресурсом сокращения аварийности путем применения программно-целевого подхода к повышению уровня безопасности дорожного движения, реализации разрешительных и контрольно-надзорных функций. Создание государственного механизма управления региональными проектами и программами повышения безопасности дорожного движения, включающего разработку требований к региональным программам, оценку эффективности проектов программ и стимулирование реализации наиболее эффективных проектов, является одним из важных направлений совершенствования управления безопасностью дорожного движения.

Общая концепция развития системы управления должна базироваться на децентрализации управления, привлечении к решению задач обеспечения безопасности движения организаций, общественных объединений, связанных в той или иной степени с безопасностью дорожного движения.

За рубежом практикуется делегирование части государственных функций общественным организациям. Ассоциации и союзы перевозчиков, иные общественные организации, которые объединяют огромное количество людей, в том числе и индивидуальных владельцев, могут и должны более активно включиться в борьбу с аварийностью на дорогах. Их задача - поддерживать мероприятия государственных органов, требовать от своих членов соблюдения норм безопасности, разрабатывать и вносить предложения по внедрению наиболее эффективных мероприятий.

Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" расширяет права общественных объединений, созданных для защиты прав и законных интересов граждан, участвующих в дорожном движении. Им предоставлена возможность вносить в соответствующие органы исполнительной власти предложения по осуществлению мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения, совершенствованию нормативных документов, действующих в этой сфере. Кроме того, объединения по просьбе своих членов вправе проводить исследования причин и обстоятельств ДТП, передавать материалы в прокуратуру, представлять интересы своих членов в суде. Однако порядок и формы такого участия не определены и не регламентированы.

Ряд недостатков, присущих системе управления, обнаружился при реализации в 1997-2000 годах Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в России". Совершенствование системы управления безопасностью дорожного движения планируется продолжить в рамках Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" (подпрограмма "Безопасность дорожного движения"), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848.

Для устранения имеющихся недостатков в подпрограмме "Безопасность дорожного движения" предусмотрен комплекс мероприятий по совершенствованию государственной системы управления обеспечением безопасности дорожного движения, реализация которых позволит создать условия для эффективного управления сокращением дорожно-транспортной аварийности в России.

Важнейшим составным элементом системы управления обеспечением безопасности дорожного движения является наличие в ней постоянного, стабильного и достаточного по объему целевого источника финансирования программ и мероприятий по повышению безопасности дорожного движения. Обеспечение безопасности дорожного движения - долговременная задача, требующая постоянных финансовых вложений, поэтому необходимы именно стабильные и долговременные источники как бюджетных, так и внебюджетных средств.

Вопрос об источниках и механизмах финансирования мероприятий по безопасности дорожного движения должен быть решен прежде всего на законодательном уровне. С этой целью необходимо подготовить проект закона о федеральном специализированном фонде безопасности дорожного движения. Необходимо также в полном объеме реализовать механизмы, позволяющие значительно увеличить объемы финансовых вложений в сферу безопасности дорожного движения при планируемом развитии транспортного страхования в России.

Необходимым условием совершенствования системы государственного управления безопасностью движения является эффективное информационное обеспечение этой деятельности, позволяющее обосновывать принимаемые управленческие решения, координировать различные направления деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, рационально распределять имеющиеся средства. Без владения полной, достоверной и своевременной информацией о состоянии и причинах дорожно-транспортной аварийности, о результатах деятельности по ее предупреждению, условиях осуществления этой деятельности в России и ее регионах, об отечественном и зарубежном опыте проведения мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и их эффективности, о состоянии общественного мнения по этим проблемам, без тщательного ее анализа невозможно эффективно осуществлять управление безопасностью движения на современном уровне.

Требует дальнейшего совершенствования действующая в настоящее время в Российской Федерации система государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения, которая является важнейшей составной частью информационного обеспечения государственных органов управления безопасностью движения.