Дорожная сеть Российской Федерации включает в себя автомобильные дороги общей протяженностью около 900 тыс.км, в том числе автомобильные дороги общего пользования - 592,6 тыс.км. За последние 12 лет протяженность автомобильных дорог общего пользования выросла на 137,2 тыс.км (более чем на 30%), с твердым покрытием - с 399,9 тыс.км в 1990 году до 541,1 тыс.км к началу 2003 года. По расчетам специалистов, потребность страны в дорогах составляет 1,5 млн. км, что в 1,7 раза больше, чем имеющаяся сеть дорог.
В настоящее время протяженность федеральных дорог составляет около 47 тыс.км, территориальных автомобильных дорог общего пользования - 545,8 тыс.км, ведомственных и частных - 310,1 тыс.км. Протяженность автомобильных дорог общего пользования I технической категории составляет 4,7 тыс.км, из них 3,7 тыс.км приходится на федеральные автомагистрали. Основная доля федеральной дорожной сети - это автодороги II и III технических категорий общей протяженностью около 40 тыс.км. Сеть территориальных автомобильных дорог общего пользования в основном состоит из дорог IV технической категории (316 тыс.км), а протяженность дорог III и V категорий составляет соответственно 89,1 и 78,6 тыс.км.
Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием на 1 тыс.кв.км повысилась с 38 км в 1990 году до 44 км в 2003 году. Почти все федеральные автомобильные дороги общего пользования и 90,6% территориальных дорог имеют твердое покрытие. Плотность автомобильных дорог существенно различается по регионам (от 186 км на 1 тыс.кв.км в Центральном федеральном округе до 5,3 км в Дальневосточном федеральном округе).
По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в Российской Федерации составляет около 5,3 км на 1 тыс. жителей, что несколько выше, чем на Украине или в Казахстане (3,3 и 5,0 соответственно), но ниже, чем во многих других странах. Для сравнения, в США данный показатель составляет около 13 км, в Финляндии - около 10 км, во Франции - 15,1 км. Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием выше общероссийской имеют около трети субъектов Российской Федерации. В 15 регионах, среди которых Самарская, Челябинская, Ростовская области и др., значение плотности ниже 3 км на 1 тыс. населения.
Основу дорожной сети составляют федеральные автомобильные дороги, доля которых составляет свыше 5% от протяженности всех автомобильных дорог, однако их состояние и развитие оказывают определяющее влияние на дорожное хозяйство Российской Федерации в целом. На долю перевозок грузов и пассажиров по федеральным дорогам приходится почти 45% услуг, оказанных автомобильным транспортом. Доля международных автомобильных перевозок по федеральным дорогам превышает 80%.
Конфигурация сети автомобильных дорог имеет ярко выраженную радиальную структуру, дополненную рядом обходных и кольцевых дорог с недостаточным числом соединительных и хордовых дорог. На европейской территории России радиальная структура федеральных дорог ориентирована на г.Москву, в то время как ряд регионов, например, на Северо-Западе, не имеют автодорожных связей между соседними субъектами Российской Федерации по кратчайшим направлениям. Подобная структура сети, сформировавшаяся в 60-80-е годы XX века, недостаточно эффективна из-за увеличенной протяженности маршрутов движения и, как следствие, перепробега автомобильного транспорта, а также концентрации потоков на радиальных направлениях и перегрузки магистралей в районе Московского и других крупных транспортных узлов.
В настоящее время не завершено формирование единой сети федеральных дорог, связывающих все экономические регионы, что особенно остро ощущается в Сибири и на Дальнем Востоке. Регионы Дальнего Востока, Чукотки, северные районы Якутии, Красноярского края, Томской области и целый ряд других территорий России оторваны от единой дорожной сети страны. Кроме того, не завершено создание системы автомобильных дорог вдоль границ Российской Федерации и крупных водных преград, автомагистралей, связывающих морские порты бассейна Северного Ледовитого океана, Балтийского, Черного и Каспийского морей, а также автодорог в составе международных автомобильных магистралей.
Общая протяженность территориальных автомобильных дорог общего пользования почти в 12 раз превосходит протяженность федеральных дорог. Структура сети территориальных дорог во многих регионах повторяет общие недостатки сети федеральных дорог - связь соседних районных центров или близко расположенных сельских населенных пунктов часто осуществляется соответственно через областные и районные центры, что приводит к перепробегу автомобильного транспорта и перегрузке магистралей вблизи областных центров.
В настоящее время около 28 тыс. населенных пунктов с общим населением 15 млн. человек не имеют связи с сетью дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием. В отдельных регионах, включая Республику Саха (Якутия), Магаданскую область, Чукотский автономный округ и др., не создана опорная сеть автомобильных дорог, что осложняет доставку товаров в районы с ограниченным доступом и северный завоз. По-прежнему сохраняется низкий уровень развития дорожной сети аграрных территорий. Потребность в дорогах с твердым покрытием в сельской местности удовлетворена только на четверть, а их техническое состояние остается неудовлетворительным.
Третью часть протяженности дорожной сети страны составляют ведомственные и частные автомобильные дороги, из которых твердое покрытие имеют 70%.
Решению проблем развития дорожной сети способствует реализация подпрограммы "Автомобильные дороги" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" на период 2002-2010 годов.
Модернизация важнейших автомобильных дорог, входящих в состав международных автомобильных магистралей, сопровождаемая улучшением их технических характеристик и увеличением пропускной способности, позволила повысить скорости движения в среднем на 15-20%.
Помимо работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования при реализации программных мероприятий были проведены работы по строительству и реконструкции автомагистралей Сочинского транспортного узла, автомобильных магистралей Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону, Москва - С.-Петербург - государственная граница (часть международного интермодального транспортного коридора N 9), Москва - Самара, "Дон", "Урал", "Холмогоры", "Колыма" и др., федеральных автомобильных дорог Московского транспортного узла.
Введены в эксплуатацию крупнейшие мосты с современным техническим оснащением, в частности, мост через реку Каму на автодороге Казань-Оренбург общей длиной 2579,3 пог.м, продолжено строительство других мостовых переходов.
Анализ данных за 2001-2002 годы по выполнению работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования свидетельствует о некоторых позитивных тенденциях в сохранении и повышении транспортно-эксплуатационного состояния сети дорог. Если в 1997 году допустимому уровню содержания не отвечало 28% протяженности сети, то в 2002 году этот показатель снизился до 9,6%.
В 2002 году на федеральных дорогах было установлено или заменено свыше 7,3 тыс. дорожных знаков и около 300 тыс.пог.м барьерных ограждений, восстановлено и нанесено более 37 тыс.км дорожной разметки, установлено свыше 75 тыс. сигнальных столбиков, ликвидировано более 5,5 тыс. неорганизованных съездов и т.д.
В 2002 году на федеральных автодорогах с целью повышения безопасности движения увеличена протяженность ограждений на искусственных сооружениях - на 18,6 тыс.пог.м (+4,7%), проезжей части с дорожной разметкой - на 4,2 тыс.км (+11,1%), укрепленных обочин - на 2,8 тыс.км (+6,0%), ограждений барьерного типа - на 816,6 км (+11,4%). Установлено наружное освещение в населенных пунктах и на пересечениях дорог - на 218,6 км улично-дорожной сети (+12,3%), построено тротуаров и пешеходных дорожек с твердым покрытием - 96,2 км (+4,2%).
Немаловажное значение для снижения аварийности на дорогах имеют мероприятия, обеспечивающие нормальные условия труда и отдыха водителей. За истекший год число расположенных на федеральных автодорогах пунктов питания увеличилось на 301 единицу (+9,7%), предприятий торговли - на 407 (+12,5%). Было введено в действие 16 новых мотелей и кемпингов (прирост к прошлому году составил 6%). Количество автозаправочных станций и станций технического обслуживания автомобилей возросло соответственно на 495 (+15,0%) и на 89 (+12,2%).
Несмотря на проведенные работы по улучшению транспортно-эксплуатационного состояния дорог в 2002 году, уровень аварийности на федеральной дорожной сети остался высоким.
Следует констатировать, что автомобильные дороги не в полной мере соответствуют социально-экономическим потребностям. Техническое состояние значительной их части можно расценивать как неудовлетворительное. Более половины дорог имеют недостаточную прочность дорожного покрытия. Свыше трети магистральных дорог требуют реконструкции. Низкий уровень транспортно-эксплуатационного состояния, несоответствие параметров дорог интенсивности движения и составу транспортного потока, перегрузки отдельных их участков приводят к снижению средней скорости движения. Соответственно многие магистральные дороги не позволяют реализовывать транспортно-эксплуатационные качества современных автомобилей.
Мероприятия, предусмотренные Федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России" в 2002 году, остались недофинансированы почти на 25%. В результате задание по вводу в действие территориальных дорог не выполнено. При задании в размере 5500 км введено в эксплуатацию 3154,8 км (57%).
Около 45% от общей протяженности федеральных дорог работают в режиме, превышающем оптимальный уровень загрузки дорог движением, среди них 25% работают в режиме перегрузки. В режиме оптимальной загрузки работают 30% от общей протяженности федеральных дорог и только 25% - в режиме свободного движения.
В стране практически отсутствуют современные автомагистрали. Потребность в них составляет более 6 тыс.км при фактическом наличии многополосных дорог (не отвечающих требованиям, предъявляемым к современным автомагистралям) - 2,1 тыс.км. Причем более трети из этих дорог требуют реконструкции с изменением параметров дороги, около половины нуждаются в усилении дорожных одежд. Средняя скорость движения на наших магистралях вдвое ниже, чем на аналогичных зарубежных, что приводит к значительным экономическим потерям.
По экспертной оценке, из-за несоответствия технического состояния существующей сети федеральных автомобильных дорог интенсивности движения и осевым нагрузкам современных транспортных средств ежегодные потери составляют более 12 млрд. рублей.
Отдельной проблемой является улучшение состояния дорожных покрытий с целью снижения скорости их износа и повышения допустимой нагрузки. Автомобильные дороги общего пользования в основном рассчитаны на нагрузку 6 тонн на ось и не способны выдерживать нагрузки от современных большегрузных автомобилей (только около четверти всех дорог с твердым покрытием рассчитаны на осевую нагрузку 10 тонн, при этом в европейских странах расчетная нагрузка на ось составляет 11,5 тонн). Рост доли большегрузных автомобилей и объемов перевозок на них, наблюдаемый в последнее время (большинство грузовых автомобилей и автобусов имеют нагрузку на ось 8-10 тонн), приводит к повышению износа покрытий, ухудшая состояние дорог в дополнение к прочим факторам. По ориентировочным подсчетам, только федеральным автомобильным дорогам общего пользования такими транспортными средствами ежегодно наносятся "дополнительные" разрушения, на ликвидацию которых требуется свыше 2,5 млрд. рублей.
Практически на всех федеральных автомагистралях России приходится устанавливать дорожные знаки ограничения массы, зачастую не допускающие движения даже порожних автопоездов. Ежегодно вводятся сезонные ограничения проезда большегрузного транспорта, что существенно увеличивает финансовые затраты перевозчиков.
Проведенные проверки и анализ аварийности показывают, что кроме недостатков эксплуатационного состояния проезжей части значительная часть обочин не укреплена и занижена. Откосы насыпей (кроме реконструированных в последние годы участков) не обеспечивают безопасного съезда с дороги транспортных средств в аварийных ситуациях. Требуется строительство дополнительных полос на подъемах. В неудовлетворительном состоянии находятся места остановки общественного транспорта. Большое количество дорог, проходящих через населенные пункты, не имеют искусственного освещения проезжей части. Одобренная решением Правительственной комиссии Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения отраслевая Программа обустройства федеральных автомобильных дорог искусственным освещением на период 2002-2010 годов реализуется с нарушением предусмотренных сроков. Вместе с тем, статистические данные показывают, что только по причине неисправного и недостаточного освещения проезжей части в 2002 году зарегистрировано 10,6 тыс. ДТП, в которых пострадали 13,3 тыс. человек.
Отсутствует значительное количество пешеходных дорожек, а в местах, где они имеются, не решен вопрос их зимнего содержания. Эта причина сопутствовала совершению 2,8 тыс. ДТП.