По оценкам специалистов, рост автомобилизации в России будет продолжаться, и к 2010 году на 1000 жителей будет приходиться 260-300 автомототранспортных средств. Вместе с тем количественный рост парка автотранспортных средств в Российской Федерации не сопровождается пока его существенными позитивными качественными изменениями. Так, возрастная структура автопарка с каждым годом ухудшается. Высокий износ автомобилей является причиной повышенного загрязнения окружающей среды, аварийности и неадекватно высоких транспортных издержек. Наряду со "стареющим" подвижным составом в дорожном движении появляются новые автомобили с высокими динамическими и тормозными характеристиками (главным образом иномарки). В транспортном потоке увеличивается неравномерность скоростей движения, что приводит к увеличению количества ДТП, связанных с обгоном, маневрированием, резким торможением и т.п.
Возрастает диспропорция между темпами развития улично-дорожной сети, применяемыми методами и техническими средствами организации дорожного движения и увеличивающейся интенсивностью движения, скоростными характеристиками транспортных средств.
Развитие автомобилизации приводит к тому, что существенно возрастает доля водителей транспортных средств с малым стажем и недостаточным опытом, все более явно проявляются недостатки в системе подготовки водителей, что также способствует увеличению количества ДТП.
Большая часть транспортных средств на данном этапе автомобилизации концентрируется в городах, неуклонно возрастает дорожно-транспортный травматизм пешеходов. При неизменных темпах его роста численность пострадавших пешеходов может составить в 2004 году более 100 тыс. человек. Нарастающими темпами увеличивается и число пострадавших в ДТП водителей и пассажиров легковых автомобилей (за последние два года - более чем на 30%). Сохранение указанных и ряда других тенденций в ближайшие два года может обусловить дальнейший рост аварийности.
По результатам прогноза, основанного на анализе изменения показателей аварийности и численности и структуры автомобильного парка за последние 10 лет в России и регионах, роет аварийности в 2004 году по отношению к 2002 году может составить:
- по числу погибших - от 4% до 10%;
- по числу раненых - от 7% до 15%;
- по количеству дорожно-транспортных происшествий - от 5% до 12% (рис.1.4).
В 2003 году можно ожидать некоторого снижения темпов роста отдельных показателей аварийности. Однако, если не будут приняты дополнительные меры по преодолению разрыва между уровнями автомобилизации и развития транспортной инфраструктуры, то уже в 2004 году возможности системы обеспечения безопасности дорожного движения по предупреждению аварийности не смогут компенсировать негативных тенденций и больший рост показателей аварийности становится весьма вероятным.