О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации

Основные причины и условия возникновения ДТП


Ежегодное распределение количества ДТП и числа пострадавших в них людей по причинам их возникновения практически остается неизменным. Основной причиной аварийности по-прежнему является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении правилами дорожного движения. Существенное влияние на уровень аварийности оказывают неудовлетворительные дорожные условия. Доля технических неисправностей транспортных средств, по данным статистики, традиционно мала и не превышает 3% (рис 1.1).

В 2002 году свыше трех четвертей (76,5%) всех ДТП или 141053 (+14,7%) происшествия связаны с нарушениями правил дорожного движения (ПДД) водителями транспортных средств. Практически в каждом шестом происшествии водитель находился в состоянии опьянения, при этом количество таких ДТП увеличилось в 1,1 раза (+9,9%). Значительный рост этих происшествий отмечен в Центральном (+21,9%) и Уральском (+21,4%) федеральных округах.

Рис.1.1

     

Основные причины ДТП (2002 год)      




Около трети (30,8%) всех происшествий по вине водителей связаны с неправильным выбором ими скорости движения (несоответствие скорости движения конкретным дорожным условиям). Каждый шестой водитель (17,8%), совершивший ДТП, находился за рулем транспортного средства, не имея права на управление. При выезде на полосу встречного движения произошло 15,3% ДТП. С мест совершения 27,7 тыс. ДТП водители скрылись.

Рис.1.2

     

Динамика аварийности по вине водителей различных типов транспортных средств
(1998-2002 годы)      




Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Из-за нарушений ими правил дорожного движения в 2002 году зарегистрировано 114368 (+15,9%) ДТП. Удельный вес этих происшествий составил 62,0% от всех ДТП или 81,1% от происшествий по вине водителей.

Практически каждое десятое ДТП (9,8%) совершено водителями транспортных средств юридических лиц. В прошедшем году наметилась тенденция роста количества таких происшествий (+2,8%). Две трети (67,6%) всех происшествий из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств совершено водителями легковых автомобилей (рис.1.2).

Ухудшилось положение с обеспечением безопасности пассажирских перевозок. В 2002 году увеличилось количество ДТП (+11,8%) и число раненых (+17,6%) по вине водителей автобусов. Этот тип транспортных средств является наиболее аварийным - в среднем на каждые 10 тыс. автобусов в 2002 году пришлось 54 ДТП из-за нарушений ПДД их водителями. Для легковых автомобилей значение данного показателя равно 42, для грузовых автомобилей - 24, а для мототранспортных средств - 33.

Из-за нарушений правил дорожного движения пешеходами произошла четвертая часть (28,3%) всех ДТП. Из 100 пострадавших в этих ДТП 16 человек получили смертельные травмы. Каждый пятый (20,6%) пешеход-нарушитель находился в состоянии опьянения.

В течение 2002 года количество происшествий, связанных с недостатками в состоянии и содержании улично-дорожной сети (неудовлетворительными дорожными условиями - НДУ), увеличилось на 6,5%, Тяжесть последствий таких ДТП была несколько выше среднего по стране значения и составила 14 погибших на 100 пострадавших. Наиболее часто регистрировались такие виды НДУ, как низкие сцепные качества покрытия (33,7%) и отсутствие горизонтальной дорожной разметки (17,8%). В общей сложности отсутствие, неправильное применение и другие недостатки технических средств организации дорожного движения были сопутствующей причиной 28,3% происшествий.