Недействующий

Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2020 года (с изменениями на 15 июня 2009 года) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р)

IX. Взаимодействие топливно-энергетического комплекса со
смежными отраслями промышленности

Основные общеэкономические результаты


       В результате реализации мероприятий, предусмотренных настоящим документом, будут обеспечены рост эффективности использования потенциала энергетического сектора для социально-экономического развития страны, стабильное и эффективное удовлетворение потребностей развивающейся экономики и населения в топливно-энергетических ресурсах и повышение конкурентоспособности продукции ТЭК и его услуг на мировом рынке.

Основные ожидаемые результаты при этом характеризуются следующим:

предусматривается двукратное снижение удельной энергоемкости валового внутреннего продукта и соответствующий рост энергоэффективности экономики (доля потребляемых энергоресурсов в распределенном валовом внутреннем продукте снизится с 22 процентов в 2000 году до 13-15 процентов в 2020 году);

наиболее эффективным путем будет обеспечено удовлетворение внутренних энергетических потребностей страны в первичных топливно-энергетических ресурсах (рост спроса на них в 2020 году по сравнению с 2000 годом составит 27-40 процентов при росте валового внутреннего продукта в 2,3-3,3 раза);

предусматривается умеренный рост в 2001-2020 годах среднедушевых расходов на топливо- и энергообеспечение населения (в 2,3-2,4 раза) при опережающем увеличении доходов населения (в 3,4-3,7 раза);

ежегодная выручка от деятельности ТЭК к 2010 году возрастет в 1,5 раза с увеличением на одну треть налоговых поступлений в бюджеты государства при снижении доли ТЭК (как капиталоемкого и энергоемкого комплекса) в промышленном производстве с 30 процентов в настоящее время до 25-26 процентов в 2010 году и 18-20 процентов в 2020 году при опережающем росте наукоемких и перерабатывающих секторов с низкой энергоемкостью;

экспорт энергетических ресурсов может возрасти к 2020 году на 45-64 процентов, что соответствует требованиям устойчивости платежного баланса страны, укрепления ее экономического положения и влияния.

Поэтапное формирование энергетического рынка с развитием соответствующей инфраструктуры позволит обеспечить постепенную рационализацию топливно-энергетического баланса, самофинансирование производственной и инвестиционной деятельности организаций ТЭК.

Намеченная до 2006 года динамика цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий приведет к незначительному росту (на 5-8 процентов) удельного веса энергоресурсов в затратах на производство и реализацию продукции энергоемких отраслей промышленности и позволит сохранить инфляцию на определенном в среднесрочной программе Правительства Российской Федерации уровне.

Прогнозируемый рост внутреннего и внешнего спроса на энергоносители и требуемое для его удовлетворения развитие энергетического сектора определяют следующие ориентировочные уровни инвестиций до 2020 года, которые в дальнейшем могут уточняться с учетом реальных потребностей в энергоносителях:

в газовой отрасли - от 170 до 200 млрд. долларов США (с учетом 35 млрд. долларов США на реализацию программы освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, до 70 млрд. долларов США на реализацию программы освоения месторождений полуострова Ямал). Эти средства будут формироваться за счет инвестиций открытого акционерного общества "Газпром" и независимых производителей газа;

в нефтяном комплексе - около 230-240 млрд. долларов США (собственные средства нефтяных компаний и инвесторов);

в электроэнергетике - 120-170 млрд. долларов США, в том числе на строительство и модернизацию генерирующих мощностей 100-140 млрд. долларов США, из которых 25-35 млрд. долларов США на атомные электростанции и 20-30 млрд. долларов США на развитие электрической сети (собственный капитал электрических компаний, средства инвесторов, а по атомным и гидроэлектростанциям, а также федеральной сетевой компании - тарифные источники);

в угольной промышленности - около 20 млрд. долларов США (средства инвесторов, собственный капитал частных угольных компаний и средства федерального бюджета);

в теплоснабжении - около 70 млрд. долларов США (средства региональных и муниципальных бюджетов, тарифные источники и средства инвесторов);

в энергосбережении - 50-70 млрд. долларов США (региональные фонды энергосбережения, бюджеты всех уровней, средства инвесторов, тарифные источники).

Общий объем капитальных вложений в реконструкцию и развитие энергетического сектора может составить от 260 до 300 млрд. долларов США в 2001-2010 годах и от 400 до 510 млрд. долларов США в следующее десятилетие. По оценкам, доля ТЭК в общих инвестициях в экономику страны составит 33-35 процентов в 2001-2005 годах, уменьшится до 31-33 процентов в 2006-2010 годах и до 20-24 процентов к 2020 году.

Рост капиталовложений в энергетический сектор, в том числе значительный приток прямых и портфельных иностранных инвестиций, должен последовательно распространиться на другие отрасли экономики как благодаря росту заказов на их продукцию и услуги, так и вследствие накопления капитала в обрабатывающих отраслях экономики.

Таким образом, предполагаемые результаты реализации мероприятий, предусмотренных настоящим документом, соответствуют основным направлениям социально-экономического развития страны.

Система реализации Энергетической стратегии

Проблема реализации Энергетической стратегии заключается в недопущении такого развития событий в энергетическом секторе, которое противоречило бы основным положениям, принципам и механизмам государственной энергетической политики.

Предлагаемая система реализации Энергетической стратегии исходит из следующих принципов:

взаимосвязанное осуществление двух процессов - воплощения в жизнь основных положений государственной энергетической политики и конкретизации параметров важнейших мероприятий по развитию энергетики;

создание механизма мониторинга Энергетической стратегии, использующего показатели результативности государственной энергетической политики и позволяющего оценивать влияние важнейших осуществляемых и планируемых мероприятий на изменение указанных показателей;

выделение на каждом этапе реализации Энергетической стратегии важнейших целевых ориентиров и концентрация основных имеющихся ресурсов на их достижении.

Система реализации Энергетической стратегии предусматривает:

включение в план действий Правительства Российской Федерации по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период необходимых мероприятий, обеспечивающих реализацию Энергетической стратегии;

разработку системы показателей результативности государственной энергетической политики;