Этапность социально-экономического развития страны и многообразие накопившихся проблем и факторов, сдерживающих развитие ТЭК, обусловливают необходимость поэтапного осуществления долгосрочной государственной энергетической политики.
В условиях проведения в России в ближайшие 6-7 лет ряда социально-экономических реформ (железнодорожного транспорта, электроэнергетики, налоговой, межбюджетных отношений, жилищно-коммунального хозяйства) необходимо обеспечить предсказуемость параметров развития энергетического сектора и возможность управления ими. Поэтому на первом этапе реализации государственной энергетической политики относительно больший вес (по сравнению с последующим периодом) будут иметь меры прямого государственного регулирования.
На этом этапе особое значение будут иметь программа повышения цен на газ и механизмы минимизации негативных социально-экономических последствий общего роста цен на энергоресурсы.
Предусматривается, что к концу первого этапа цены на газ будут приближены к уровню самофинансирования отрасли с учетом необходимых инвестиций.
Одним из главных приоритетов создания на первом этапе рыночной среды будет развитие ее инфраструктуры (рыночные механизмы, институты открытой торговли энергоресурсами, инфраструктура их транспорта). Для этого потребуется осуществление следующих мер:
разработка единого порядка и методологии ценового (тарифного) регулирования организаций естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе;
ограничение рыночной концентрации в ТЭК, усиление антимонопольного регулирования на рынках энергетических ресурсов;
создание топливно-энергетических бирж;
разработка механизмов регулирования доступа независимых производителей энергоресурсов к трубопроводной системе и перерабатывающим мощностям;
разработка программы устранения существующих технологических ограничений по передаче электроэнергии между территориями Российской Федерации.
Вводимые перспективные нормы, стандарты и регламенты повысят предсказуемость развития энергетики и позволят участникам энергетического рынка подготовиться к применению указанных требований.
В рамках этого направления предусматриваются:
разработка технических регламентов в сфере добычи (производства), переработки, транспортировки и распределения топлива и энергии;
разработка новой классификации запасов, перспективных и прогнозных ресурсов углеводородов и угольной продукции;
приведение требований отечественных стандартов в части экологических характеристик моторных топлив в соответствие с нормативами Европейского союза;
разработка новой редакции правил разработки нефтяных и газовых месторождений;
разработка системы мер по повышению качества угольной продукции, переход на международную систему обеспечения качества поставляемых углей;
разработка правил энергоснабжения населения, электроснабжения и теплоснабжения в Российской Федерации;
разработка системы стандартизации и сертификации оборудования для возобновляемых источников энергии.
Одним из важнейших направлений в ближайшие годы станет также поддержка и стимулирование стратегических инициатив, без достаточного развития которого на первом этапе не удастся аккумулировать необходимые средства для крупных проектов по развитию ТЭК. Для этого предусматривается разработка целого ряда проектов и программ, в частности:
уточнение федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года и ее подпрограмм с учетом мероприятий, предусмотренных настоящим документом;
разработка региональных энергетических программ на основе положений настоящего документа;
разработка программы модернизации и строительства портовых терминалов по перевалке энергетических ресурсов;
разработка программы освоения нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) и организации поставок углеводородов на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона;
разработка программы комплексного промышленного освоения месторождений полуострова Ямал;
разработка программы развития систем магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов в Российской Федерации;
разработка долгосрочной программы ресурсосбережения в отраслях промышленности и мер экономического стимулирования ее реализации;
разработка программы реконструкции и развития Единой системы газоснабжения с участием открытого акционерного общества "Газпром" и независимых производителей газа;
разработка программы развития газоперерабатывающих и газохимических производств, поддержки производства и распределения сжиженного природного газа;