Министерство образования Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

от 13 мая 2003 года N 13-51-91/13


Об организации обучения иностранным языкам в 3-м
классе общеобразовательных учреждений, участвующих в
эксперименте по совершенствованию структуры и
содержания общего образования



В 2002/03 учебном году учащиеся 2-х классов большинства общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования, приступили к изучению иностранного языка. Это подтверждает существующий сегодня в обществе интерес к изучению иностранных языков, важность данного учебного предмета для развития личности, формирования ее готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству

В информационном письме Департамента общего образования от 17.12.2001 N 957/13-13 были изложены цели обучения иностранным языкам в начальной школе, показаны возможности выбора языков и учебников для 2-го класса, предложены рекомендации по работе с учащимися 2-х классов.

В 2003/04 учебном году основные условия эксперимента остаются теми же:

- на изучение иностранных языков отводится 2 часа в неделю;

- при изучении иностранного языка классы делятся на две подгруппы при условии, что в классе 25 человек: при наличии необходимых условий и средств возможно деление на подгруппы при меньшем количестве учащихся;

- учебники иностранного языка выбираются из утвержденного Министерством образования Российской Федерации перечня-каталога учебно-методических изданий независимо от комплекта учебников, используемого в общеобразовательном учреждении (традиционная система, система Л.В.Занкова, система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова);

- к работе в начальных классах привлекаются квалифицированные учителя, прошедшие курсы повышения квалификации по обучению младших школьников. Педагоги должны учитывать особенности обучения в начальной школе, проявлять внимательное и бережное отношение к каждому ребенку.

К третьему классу учащиеся уже накопили некоторый опыт учебной деятельности, который может оказать им существенную помощь в овладении иностранным языком. Третьекласснику, например, легче ориентироваться в книге (отыскивать нужную страницу учебника, воспринимать формулировку задания на иностранном языке, пользоваться форзацами учебника), самостоятельно выполнять домашние задания, работать в паре, группе и др.

Не менее важно то, что у третьеклассника в большей степени развиты по сравнению с первым годом изучения иностранного языка специальные учебные умения: определять значение иностранного слова по сходству его звучания со словом родного языка (football - футбол), пользоваться словарем учебника и читать знаки международной транскрипции.

Отличительной чертой детей данного возраста является то, что их речевые способности находятся в стадии интенсивного развития и речевые возможности школьников еще весьма ограничены: их высказывания на родном языке односложны, просты, круг тем невелик. Речевые потребности детей растут вместе с развитием их иноязычного лексико-грамматического багажа.

Нежелательно перегружать младших школьников избыточной лингвистической или социокультурной информацией. К определению объема предлагаемой детям информации, как и к способам ее предъявления, необходимо относиться осторожно, учитывая интеллектуальные и физиологические особенности учащихся данного возраста, а также индивидуальные языковые способности каждого ученика. Надо помнить о том, что курс иностранного языка в начальной школе является развивающим и ориентированным на подготовку к обучению в основной школе.

Во втором классе учащиеся уже многому научились:

- называть и писать все буквы изучаемого иностранного языка;

- произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения изучаемого иностранного языка;

- пользоваться при чтении некоторыми базовыми правилами чтения;

- различать интонацию основных типов предложения: повествовательного (утвердительного и отрицательного), вопросительного, побудительного;

- понимать на слух речь учителя и одноклассников в пределах изученных тем;

- участвовать в простейших этикетных диалогах: знакомиться, представляться, прощаться, благодарить;

- кратко высказываться о себе, о своей семье, используя изученные лексические и грамматические средства в простых предложениях;

- читать вслух и про себя короткие учебные тексты, построенные на изученном материале;

- списывать слова и отдельные предложения в процессе выполнения упражнений;

- воспроизводить наизусть изученные за первый год произведения детского фольклора: считалки, короткие стихи и песенки. В третьем классе наблюдается определенный прирост перечисленных выше умений и навыков:

- развиваются произносительные навыки, в частности, умение соблюдать интонацию в основных типах предложения: повествовательного (утвердительного и отрицательного), вопросительного, побудительного;

- совершенствуется техника письма: приобретаются умения восстанавливать слова и предложения; выписывать из текста слова, словосочетания и отдельные предложения в процессе выполнения упражнений; записывать слова под диктовку учителя;

- развивается умение читать вслух тексты, построенные на изученном материале;

- формируется умение читать про себя с полным пониманием несложные тексты, доступные по содержанию учащимся данного возраста;

- формируется умение понимать на слух основное содержание коротких текстов описательного характера с опорой на картинку и языковую догадку;

- увеличивается количество видов диалога, в которых могут участвовать учащиеся, к этикетным диалогам добавляется диалог-расспрос;

- расширяется круг тем и ситуаций, в которых учащиеся могут кратко высказываться о друге, о любимом домашнем животном, о природе и т.д.;

- возрастает количество произведений детского фольклора на изучаемом иностранном языке, которые учащиеся воспринимают на слух и воспроизводят;

- увеличивается объем словаря, обслуживающего новые темы и ситуации.

Как показывает опыт, в речи учащихся с родным русским языком могут появиться некоторые типичные ошибки, такие как опущение артиклей, глагола-связки, вспомогательных глаголов в отрицательных и вопросительных предложениях (английский язык); нарушение порядка слов в предложении; ошибки в употреблении личных форм глаголов, множественного числа имен существительных, а также орфографические ошибки.

В отличие от урока во втором классе, на котором доминирует обучение устной речи (говорению и аудированию), в третьем классе обучение всем видам речевой деятельности происходит на уроке в равной пропорции. Так, определенное время выделяется на устно-речевое общение, на чтение вслух и про себя, на выполнение письменных заданий по учебнику и рабочей тетради. Постепенно чтение становится источником информации для устно-речевого общения, а также способом обогащения языковых средств учащихся.

Учитывая то, что младшие школьники быстро утомляются, необходимо разумно чередовать разные виды деятельности на уроке: фронтальные, парные и индивидуальные формы работы, использовать зарядку, динамические паузы, игры, соревнования и др. Важным условием эффективности урока является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.

Часть времени урока обязательно следует отводить на объяснение и проверку выполнения домашних заданий. Сложность домашнего задания должна определяться тем, что ученик будет выполнять домашнее задание самостоятельно (без помощи родителя), а выполнение всего домашнего задания (устного и письменного) не должно превышать 10-15 минут.

Проверка уровня подготовки учащихся по иностранному языку не является обязательной в конце 3-го класса. Однако учитель может провести контроль речевых умений, руководствуясь представленными ниже рекомендациями. Это позволит подготовить детей к итоговой проверке в конце 4-го класса.

Следует учесть, что контроль уровня обученности третьеклассников должен быть направлен только на выявление достижений учащихся. Результаты проверки должны повышать мотивацию ученика к дальнейшему изучению иностранного языка, развивать стремление демонстрировать свои способности, а не вызывать страх перед очередной проверкой. Формат предлагаемых заданий для контроля и процедура их выполнения должны быть знакомы детям.

Независимо от того, по каким учебникам обучались дети, объектами контроля в конце 3 класса являются умения в устной речи (аудирование и говорение в монологической и диалогической формах), чтении (вслух и про себя) и письме. Формы проверки могут быть различны, например:

в плане аудирования:

- понимание на слух небольшого текста описательного характера, построенного на изученном материале с опорой на картинку (например, описание игрушки, героя известного мультфильма, сказки);

в плане говорения:

- краткое устное высказывание на заданную тему (например, рассказ о своей семье);

- создание микродиалога с опорой на образец (например, знакомство с новым учеником);

в плане чтения:

- чтение вслух небольшого текста, в том числе диалога объемом не более 100 слов;

- чтение про себя с полным пониманием небольшого связного текста, построенного на изученном лексико-грамматическом материале, объемом не более 250 слов;

в плане письма:

- заполнение пропусков в словах, предложениях, текстах. Для проверки умений учащихся в монологической речи можно предложить им высказаться по одной из тем, которая рассматривалась в изучаемом учебно-методическом комплекте. При оценке ответа учащегося следует учитывать следующие критерии:

- соответствие высказывания учащегося поставленной в задании коммуникативной задаче;

- количество и разнообразие используемой лексики;

- относительную грамматическую правильность речи (грамматические ошибки не должны препятствовать пониманию содержания);

- относительно правильное произношение и соблюдение интонации;

- объем высказывания (не менее 5 фраз).

Умения учащихся в диалогической речи (предполагаемый объем диалогического высказывания - 2-4 реплики с каждой стороны) также оцениваются с помощью перечисленных выше критериев.

Для проверки понимания учащимися прослушанного или прочитанного текста можно предложить им выполнить задания на альтернативный или на множественный выбор. Для учащихся третьего класса "веер" возможных ответов в данном типе заданий не должен превышать три варианта.

В связи с тем, что задания альтернативного и множественного выбора не требуют от учащихся развернутого ответа для проверки понимания прослушанного или прочитанного, снимаются дополнительные трудности, связанные с правильным оформлением высказывания. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся выбрал правильный ответ.

Одним из необходимых условий осуществления проверки в названной выше форме является целенаправленная подготовка учащихся к выполнению заданий подобного типа. Желательно заранее отработать с детьми как технологию выполнения задания, так и оформление ответа. Так, следует обратить внимание учащихся на то, что, приступая к выполнению заданий на множественный выбор, им необходимо сделать следующее:

- внимательно прочитать предложение или вопрос и понять его;

- выбрать то слово, предложение, ответ, который соответствует содержанию прочитанного или услышанного текста;

- обвести букву (цифру) или поставить крестик (галочку) около выбранного ответа.

Если учащийся решил выбрать другой ответ, то ему следует зачеркнуть свой первый ответ и обвести другой, который он считает верным.

Выполняя послетекстовые задания, учащийся должен знать, что он может вернуться к прочитанному тексту и просмотреть его еще раз, чтобы убедиться в правильности своего выбора.

Проверку умений в письме можно осуществлять с помощью заданий, предлагающих вставить пропущенные буквы в словах (слова должны быть хорошо знакомы детям), восстановить предложение, расставив слова в правильном порядке, восстановить пропущенные слова в тексте.

Возможны и другие формы проверки коммуникативных умений и языковых навыков учащихся. Для этого характер заданий, предлагаемых в качестве проверочных, должен быть хорошо знаком учащимся. Также можно использовать задания из методического комплекта, по которому обучаются дети.

После проведения проверочных работ учителю важно выяснить: все ли было понятно ученикам, что вызывало трудности, довольны ли они результатами проверки, на что им необходимо обратить, внимание в дальнейшем и т.д.

Департамент рекомендует при обучении иностранному языку в начальной школе обратить особое внимание на методику преподавания, формы организации работы с детьми, рассматривать и обсуждать эти вопросы на педагогических советах, родительских собраниях.

Руководитель Департамента
 А.В.Баранников  



Текст документа сверен по:

"Вестник образования",

N 14, июль 2003

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»