2.1. Нормы, регламентирующие светотехнические количественные и качественные показатели установок НО, должны соответствовать требованиям СНиП II-4-79.
Нормы являются одинаковыми для любых источников света, используемых в установках.
2.2. Количественные показатели - уровни освещения проезжей части улиц, дорог и площадей городов, поселков и сельских населенных пунктов определяются категорией улиц и дорог, климатической зоной их размещения, наибольшей часовой интенсивностью движения в обоих направлениях и типом дорожного покрытия. В городах и поселках для проезжих частей улиц, дорог и площадей с асфальтобетонными покрытиями уровень освещения регламентируется величиной средней яркости покрытия (см. прил.1, табл.1). Исключение составляют города и поселки, расположенные в Северной строительно-климатической зоне азиатской части СССР и севернее 66° северной широты в европейской части СССР, где уровень освещения регламентируется величиной средней освещенности (см. прил.1, табл.1).
Все остальные объекты НО в городах, поселках и сельских населенных пунктах регламентируются величиной средней освещенности (см. прил.1, табл.2-4).
2.3. Качественные показатели установок НО, важнейшими из которых являются равномерное распределение яркости или освещенности покрытия и ограничение слепящего действия, представлены в прил.1.
2.4. Для реализации преимуществ, обеспечиваемых НО, установки должны строиться и реконструироваться по техническим проектам, выполненным в соответствии с требованиями СНиП II-4-79, а также контролироваться по светотехническим параметрам на соответствие нормам (см. пп.2.23 и 4.96).
2.5. Снижение нормируемых уровней освещения в ночные часы спада интенсивности движения транспорта и пешеходов следует предусматривать для улиц, дорог и площадей с нормируемыми значениями средней яркости 0,4 кд/м и более или средней освещенности 4 лк и более путем уменьшения светового потока ламп в светильниках или путем выключения не более половины светильников в установке. В последнем случае не допускается отключение двух подряд расположенных светильников, а также светильников, освещающих перекрестки улиц и дорог, пешеходные переходы, остановки общественного транспорта.
Примечание. К светильникам, освещающим указанные участки улиц и дорог, относятся светильники, расположенные в плане на расстоянии не более высоты их крепления от границ перекрестка улиц и дорог, пешеходных переходов и остановок общественного транспорта.
На улицах и дорогах при нормируемых величинах средней яркости 0,2 кд/м или средней освещенности 2 лк и менее на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских населенных пунктов снижение уровней освещения путем частичного и тем более полного отключения в ночное время не допускается.
2.6. Уровень освещения автомобильных дорог I и II категорий на подъездах к городам на расстоянии не менее 250 м должен быть не ниже 0,8 кд/м в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02 - 85.
2.7. Освещение железнодорожных переездов, имеющих более двух путей, регламентируется в пределах полосы отчуждения железной дороги Нормами искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта (ОСТ 32-9-81) и должно обеспечиваться соответствующими железнодорожными службами.
2.8. На территории садовых товариществ и дачных кооперативов рекомендуется среднюю горизонтальную освещенность основных проездов принимать 2 лк, остальных проездов - 1 лк.
2.9. Включение НО улиц, дорог, площадей, территорий микрорайонов и других освещаемых объектов в городах и сельских населенных пунктах должно производиться при снижении уровня естественной освещенности в вечерние сумерки до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при ее повышении до 10 лк. Время снижения уровня освещения в ночные часы спада интенсивности движения транспорта и пешеходов (п.2.5) устанавливается решением исполкомов местных Советов народных депутатов.
2.10. Переключение освещения пешеходных тоннелей с дневного режима на вечерний и ночной или с ночного режима на дневной должно производиться одновременно с включением или отключением освещения улиц, дорог и площадей.
Переключение освещения транспортных тоннелей на вечерний и ночной режим должно производиться при снижении уровня естественной освещенности в вечерние сумерки до 100 лк и соответственно перевод с вечернего и ночного режима на дневной при повышении естественной освещенности в утренние сумерки до 100 лк.
2.11. При составлении планов развития НО следует особое внимание обращать на обеспечение соответствующих светотехнических количественных и качественных показателей осветительных установок улиц и дорог категорий А и Б с высокой интенсивностью движения транспорта и пешеходов, транспортных тоннелей путем их реконструкции или капитального ремонта, а также на оборудование НО улиц, дорог и проездов, не имеющих освещения.
Источники света, светильники, установки НО
2.12. Выбор систем освещения, источников света и светильников, схем и координат их расположения определяют в процессе проектирования новой или реконструируемой установки на основании технико-экономического сравнения вариантов установок по величине приведенных годовых затрат. При одинаковых приведенных годовых затратах предпочтение следует отдавать установкам с наименьшей установленной мощностью. Этими требованиями следует руководствоваться при подготовке технических заданий на проектирование и выполнении технических проектов установок НО. При проведении указанных работ рекомендуется использовать Пособие по расчету и проектированию естественного, искусственного и совмещенного освещения (к СНиП II-4-79) (М.: Стройиздат, 1985).
2.13. В НО следует, как правило, применять газоразрядные источники света высокого давления.
Для установок НО наиболее перспективными являются лампы ДНаТ, имеющие высокую световую отдачу, большой срок службы и относительно небольшой спад светового потока к концу срока службы при удовлетворительной цветопередаче. Параметры ламп ДНаТ, ДРЛ и ДРИ, применяемых в НО, приведены в прил.2.
2.14. Световые параметры ламп ДНаТ, ДРИ, ДРЛ и сроки их службы в значительной мере зависят от электрических параметров пускорегулирующих аппаратов (ПРА), с которыми они включены, и от напряжения сети. Определяющими параметрами ПРА в виде индуктивных дросселей являются их контрольные точки (прил.3) - величины допустимых значений тока дросселя при соответствующем напряжении сети. Схема измерения тока дросселя приведена на рис.1 прил.3.
Характер изменения световых и электрических параметров ламп ДНаТ, ДРЛ и ДРИ от напряжения питания приведены в прил.4.
Для ламп накаливания (лн) изменение световых, электрических параметров и особенно срока службы велико при повышении напряжения питания (прил.4), что помимо их низкой экономичности дополнительно стимулирует необходимость их замены в НО.
2.15. Схемы включения ламп ДРЛ в светильниках НО (прил.5) не содержат каких-либо дополнительных элементов, повышающих напряжение сети. Надежное зажигание обеспечивается фазным напряжением сети 205 В, самой конструкцией и исполнением: при температуре до минус 25°С используют лампы ДРЛ в обычном исполнении, при температуре до минус 60°С - ДРЛ в исполнении ХЛ1. При заказе ламп необходимо учитывать их возможности по температуре надежного зажигания.
2.16. Схемы включения ламп ДНаТ и ДРИ содержат импульсные зажигающие устройства (прил.5), необходимые для создания высоковольтных одиночных импульсов (ДНаТ) или группы высоковольтных импульсов (ДРИ). После зажигания дуги в лампах импульсные зажигающие устройства перестают генерировать импульсы. Следует обращать внимание на согласование амплитуды включающего импульса и типа применяемой лампы, так как завышение амплитуды может приводить к преждевременному выходу их из строя, а занижение - к незажиганию лампы. В прил.5 приведена электрическая схема контроля амплитуды зажигающего устройства. Импульсные зажигающие устройства последовательно-параллельного типа, кроме того, требуют согласования по току лампы, что следует учитывать при проведении замен зажигающих устройств.