Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 9 июля 2003 года N 160


Об утверждении Положения о классификации судов
 и морских стационарных платформ

(с изменениями на 29 декабря 2003 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтранса Российской Федерации от 29 декабря 2003 года N 218 (Российская газета, N 14, 29.01.2004).

____________________________________________________________________


В целях реализации статьи 22 Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207)

приказываю:

1. Утвердить Положение о классификации судов и морских стационарных платформ согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра В.В.Рукшу.

Министр
С.Франк

     

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
11 июля 2003 года,
регистрационный N 4894

     

     

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минтранса России
от 9 июля 2003 года N 160

     
ПОЛОЖЕНИЕ
о классификации судов и морских стационарных платформ

(с изменениями на 29 декабря 2003 года)

     

I. Общие положения

1.1. Положение о классификации судов и морских стационарных платформ (далее - Положение) определяет порядок осуществления классификации судов и морских стационарных платформ (далее - классификационная деятельность) федеральным государственным учреждением "Российский морской регистр судоходства" (далее - Регистр).

Под судном в настоящем Положении понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.

Под морской стационарной платформой (далее - МСП) в Положении понимается морское нефтегазопромысловое сооружение, состоящее из верхнего строения и опорного основания, зафиксированное на все время использования на грунте и являющееся объектом обустройства морских месторождений нефти и газа.

1.2. В своей классификационной деятельности Регистр руководствуется Положением, разрабатываемыми и издаваемыми им правилами и руководствами, содержащими требования к судам, МСП при их проектировании, постройке, переоборудовании, модернизации, ремонте и эксплуатации, а также к материалам и изделиям, предназначенным для установки на судах, МСП, и иными нормативно-техническими актами (далее - правила).

1.3. Целью классификационной деятельности Регистра является обеспечение безопасности мореплавания судов, МСП, охраны человеческой жизни на море, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности.

1.4. Для достижения цели, указанной в пункте 1.3 Положения, классификационная деятельность включает в себя разработку и издание правил, рассмотрение и согласование технической документации, проведение освидетельствований при изготовлении материалов и изделий, при постройке судов, МСП с присвоением им класса, а также подтверждение, возобновление и восстановление класса на основании результатов предписанных правилами освидетельствований за весь период эксплуатации каждого судна, МСП до их списания с оформлением и выдачей соответствующих документов.

1.5. Объектами классификационной деятельности Регистра являются:

самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80, все пассажирские, грузопассажирские, нефтеналивные, буксирные суда, прогулочные суда пассажировместимостью более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости;

стальные, железобетонные и композитные морские стационарные платформы, в том числе ледостойкого типа, удерживаемые на грунте гравитационным способом, с помощью свай или комбинированным способом, предназначенные для добычи подземных ресурсов морского дна.

1.6. По заявкам организаций Регистр может осуществлять классификационную деятельность применительно к объектам, не перечисленным в пункте 1.5 настоящего Положения.

II. Порядок применения правил

2.1. Суда, МСП, материалы и изделия, техническая документация которых представляется на рассмотрение и согласование Регистру после вступления в силу правил или изменений, внесенных в правила, должны отвечать требованиям этих правил и изменений. К судам, МСП в постройке, материалам и изделиям, техническая документация на которые согласована Регистром до вступления в силу правил, применяется та редакция правил, которая действовала на момент согласования этой документации, если иное не указано в соответствующих частях или разделах правил.

2.2. На суда, МСП в эксплуатации распространяются требования той редакции правил, по которой они были построены, если в последующих изданиях правил и бюллетенях дополнений и изменений к правилам, выпущенных после издания правил, не указано иное.

На суда, МСП в эксплуатации, впервые классифицируемые Регистром, распространяются требования правил Регистра, действовавших на период постройки данного судна, МСП, с учетом требований последующих изданий правил, распространяющихся на суда, МСП в эксплуатации.

2.3. Степень применения вновь изданных правил к судам, МСП в эксплуатации при их восстановлении после аварий или в иных подобных случаях, а также при переоборудовании устанавливается Регистром с учетом целесообразности и технической обоснованности в каждом конкретном случае.

2.4. Регистр может дать согласие на применение материалов и изделий, конструкций судна, МСП или отдельных их устройств иных, чем это предусмотрено правилами, при условии, что они являются одинаково эффективными по отношению к определенным в правилах.

В указанных случаях Регистру должны быть представлены данные, позволяющие установить соответствие этих материалов, конструкций и изделий условиям, обеспечивающим безопасность судна, МСП, охрану человеческой жизни, надежную перевозку грузов и экологическую безопасность окружающей среды.

2.5. Если конструкция судна, МСП, отдельных механизмов, устройств, установок, оборудования и снабжения или примененные материалы не могут быть признаны достаточно проверенными в эксплуатации, Регистр может предложить проведение специальных испытаний во время постройки, а при эксплуатации может сократить сроки между периодическими освидетельствованиями или увеличить объем этих освидетельствований.

Если Регистр признает это необходимым, соответствующие записи об ограничениях могут быть внесены в классификационные или другие документы, выдаваемые Регистром, и в Регистровую книгу. Ограничения снимаются после получения удовлетворительных результатов в процессе эксплуатации.

2.6. Регистр имеет право при невыполнении требований, указанных в правилах, не выдавать или аннулировать ранее выданные им разрешающие эксплуатацию судов, МСП документы.

III. Рассмотрение и согласование технической документации

3.1. Регистр рассматривает и согласовывает техническую документацию на постройку, переоборудование, модернизацию и ремонт судов, МСП, изготовление и ремонт изделий и изготовление материалов для установки на судах, МСП (технические и технорабочие проекты, рабочую документацию, технические условия, стандарты и другие нормативно-технические документы), а также согласовывает компьютерные программы, используемые для целей проектирования и при эксплуатации судов, МСП.

Типовые перечни технической документации, представляемой на рассмотрение и согласование в Регистр, приводятся в правилах.

3.2. Техническая документация разрабатывается и представляется на рассмотрение до начала постройки (изготовления) объекта.

Документы представляются Регистру в виде подлинников, дубликатов или копий. Документы должны содержать все необходимые данные для проверки выполнения требований правил.

3.3. В случае применения принципиально новых решений Регистру могут быть представлены на рассмотрение техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, а также опытно-конструкторские и научно-исследовательские проработки. Такие документы согласованию не подлежат. По результатам их рассмотрения составляется письмо-заключение (отзыв) Регистра.

3.4. Изменения, вносимые в ранее согласованную техническую документацию и затрагивающие требования, регламентируемые правилами, должны быть согласованы с Регистром.

3.5. Регистр не проверяет правильность выполнения вычислительных операций при расчетах, в том числе по согласованным Регистром программам, а рассматривает конечные результаты расчетов. Расчеты должны выполняться в соответствии с указаниями правил или по методикам, согласованным с Регистром.

В отдельных случаях Регистр может провести дополнительную экспертизу достоверности конечных результатов расчетов.

3.6. При наличии в технической документации решений, отличающихся от регламентируемых правилами (отступлений), проектная организация представляет перечень таких решений с изложением их существа и технических обоснований. В своем заключении по проекту Регистр сообщает о принятых решениях по представленному перечню. Отступления, не внесенные в перечень, согласованными не считаются, и Регистр может потребовать их устранения на любой последующей стадии проектирования, постройки или изготовления объектов.

3.7. Вся документация, представляемая в Регистр на рассмотрение, является конфиденциальной и может передаваться третьей стороне только с письменного согласия ее владельца.

IV. Освидетельствование

4.1. Освидетельствование является составной частью классификационной деятельности и включает в себя поэтапные проверки выполнения правил в процессе постройки, переоборудования, модернизации, ремонта судов, МСП и их объектов, изготовления и ремонта изделий и изготовления материалов для установки на судах, МСП.

4.2. Перечень объектов освидетельствования, объем и методы проверок, измерений и испытаний устанавливаются правилами и в каждом случае подлежат уточнению в предварительных заявках с учетом конкретных условий производства. К заявке прилагается перечень контрольных проверок объектов и технологических операций, обязательных для предъявления Регистру после контроля персоналом организации и оформления им соответствующих документов.

4.3. Организация, выполняющая работы по постройке, переоборудованию или ремонту судов, МСП, изготовлению материалов и изделий, должна обеспечить необходимые условия для проведения Регистром освидетельствований, а именно:

1) предоставлять необходимую для работы техническую документацию, в том числе документы контроля качества продукции;

2) подготавливать объекты к проведению проверок в необходимом объеме;

3) обеспечивать безопасность проведения освидетельствований;

4) обеспечивать присутствие персонала, ответственного за предъявление объектов к освидетельствованиям.

При несоблюдении организацией перечисленных выше условий Регистр вправе отказаться от проведения освидетельствования, письменно мотивировав свой отказ.

4.4. Регистр может поручить техническому персоналу организации проведение контрольных испытаний или части их с целью проверки соответствия материалов и изделий правилам.

В этом случае права и обязанности организации и Регистра устанавливаются соглашением сторон.

4.5. Материалы и изделия допускаются к установке на судах, МСП только при наличии документов Регистра.

V. Освидетельствование судов, МСП в эксплуатации

5.1. Освидетельствование судов, МСП в эксплуатации является составной частью классификационной деятельности, заключается в проверке соответствия судна, МСП правилам и включает в себя как минимум:

1) проверку наличия согласованной технической документации, документов на материалы и комплектующие изделия, актов службы технического контроля организации, актов предыдущих освидетельствований;

2) наружный осмотр, измерения, проверку в действии и испытания;

3) оформление и выдачу документов Регистра.

5.2. Каждое судно, МСП, указанные в пункте 1.5 настоящего Положения, ставятся на классификационный учет в Главном управлении Регистра:

1) после постройки судна, МСП;

2) при переходе в класс Регистра из класса другой классификационной организации;

3) если судно, МСП ранее были сняты с учета или не состояли на учете Регистра.

5.3. Снятие судна, МСП с классификационного учета Регистра производится:

1) при списании:

2) при переходе в класс другой классификационной организации;

3) в том случае, когда судно, МСП не предъявлялись к освидетельствованию более 6 месяцев.

5.4. Судовладелец (владелец МСП) предъявляет суда, МСП, состоящие на классификационном учете Регистра, к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых Регистром.

5.5. Все работы, связанные с подготовкой к освидетельствованию и испытаниям элементов судна, объектов МСП, производимые перед предъявлением судна, МСП к освидетельствованию, а также работы, необходимые для определения технического состояния элементов судна (объектов МСП), выполняются силами и/или за счет судовладельца, владельца МСП.

5.6. При освидетельствовании судовладелец (владелец МСП) обеспечивает присутствие представителя судовой администрации (администрации МСП), ответственного за состояние проверяемых элементов судна (объектов МСП).

5.7. При всех видах освидетельствований судовладелец (владелец МСП) и/или командный состав судна (администрация МСП) сообщают Регистру обо всех замеченных дефектах, случаях отказов элементов судна, объектов МСП в период между предыдущим и проводимым освидетельствованиями, а также об изменениях в составе оборудования и снабжения, о ремонтах, проведенных в этот же период, предъявляют необходимые документы, акты предыдущих освидетельствований, техническую документацию и предписанные правилами акты проверок и испытаний объектов судна, МСП.

5.8. О повреждениях судна, МСП судовладелец (владелец МСП) незамедлительно уведомляет Регистр и предъявляет судно, МСП для освидетельствования независимо от того, привело повреждение к аварии или нет.

VI. Документы Регистра

6.1. При осуществлении классификационной деятельности Регистр выдает документы, предписанные законодательством Российской Федерации и правилами.

6.2. Документы Регистра выдаются на основании положительных результатов освидетельствования объекта.

6.3. При оформлении документов, выдаваемых Регистром, допускается использование только установленных Главным управлением Регистра образцов бланков, штампов и печатей.

VII. Принципы классификации судов, МСП

7.1. Присвоение судну, МСП класса Регистра означает соответствие конструкции судна, МСП применимым требованиям правил, а его технического состояния - условиям эксплуатации.

7.2. Присваиваемый Регистром судну класс состоит из основного символа и дополнительных знаков и словесных характеристик, определяющих конструкцию и назначение судна.

7.3. Основной символ класса Регистра состоит из знаков: