Недействующий

О направлении Обзора правоприменительной практики (не действует с 01.01.2004 на основании приказа ГТК России от 29.12.2003 N 1567)

II. Рассмотрение жалоб на решения, действия, бездействие в сфере таможенного дела

6. При нарушении таможенными органами установленного пунктом 9 статьи 78 НК РФ срока возврата сумм излишне уплаченных налогов за каждый день нарушения срока подлежат начислению проценты в порядке, предусмотренном названной статьей. Вместе с тем возврат излишне уплаченных таможенных платежей по решению судебного органа должен осуществляться в соответствии с нормами АПК РФ, регламентирующими порядок исполнения судебного решения, а не в порядке, определенном статьей 78 НК РФ.

1. В ГТК России поступил ряд жалоб ЗАО "Инкомби" на отказ Московской южной таможни выплатить проценты за нарушение таможней срока возврата сумм излишне уплаченного налога, установленного пунктом 9 статьи 78 НК РФ.

ЗАО "Инкомби" в 1999 году на таможенную территорию Российской Федерации были ввезены товары, предназначенные для производства медицинских изделий. В отношении указанных товаров при их таможенном оформлении акционерным обществом был уплачен НДС. Вместе с тем в соответствии с подпунктом "щ" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", действовавшего на момент принятия таможенной декларации, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации лекарственные средства, изделия медицинского назначения, протезно-ортопедические изделия и медицинская техника, а также сырье и комплектующие изделия для их производства освобождались от уплаты НДС.

На основании этой нормы и в связи с обращениями ЗАО "Инкомби" ГТК России было предписано Московской южной таможне в срок не позднее 1 месяца со дня подачи заявления произвести по желанию плательщика возврат или зачет в счет будущих таможенных платежей сумм НДС, уплаченных акционерным обществом при ввозе товаров. Однако возврат обществу излишне уплаченного налога был осуществлен с нарушением установленного НК РФ срока.

Согласно пункту 9 статьи 78 НК РФ при нарушении налоговым органом установленного данным пунктом месячного срока возврата излишне уплаченных налогов за каждый день нарушения срока начисляются проценты.

В связи с изложенным нарушение таможней установленного срока возврата излишне уплаченных налогов было признано неправомерным, доводы заявителя о необходимости начисления процентов за нарушение указанного срока - обоснованными.

2. Арбитражный суд города Москвы решением от 30.09.2002 обязал Центральную энергетическую таможню произвести возврат ЗАО "Нобель Ойл" таможенных платежей, излишне уплаченных обществом в счет нереализованных поставок нефти. Постановлением Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 30.01.2003 названное решение было оставлено без изменения.

Руководствуясь пунктом 9 статьи 78 НК РФ, ЗАО "Нобель Ойл" обратилось в Центральную энергетическую таможню с заявлением о выплате процентов за нарушение таможней срока возврата излишне уплаченных налогов. Бездействие таможни, выразившееся в невыплате указанных процентов, было обжаловано в ГТК России.

Порядок возврата излишне уплаченных налогов, установленный статьей 78 НК РФ, распространяется на случаи, когда факт излишней уплаты налогов признается налоговым органом, спора о возврате суммы излишне уплаченных налогов не возникает. Иное означало бы, что на дату принятия решения об отказе в возврате суммы налогов налоговый орган должен заведомо знать, что судебным органом при рассмотрении искового заявления о возврате налогов будет принято решение о возврате налогоплательщику излишне уплаченной суммы налогов.

Поскольку спор о возврате ЗАО "Нобель Ойл" суммы излишне уплаченных таможенных платежей был разрешен только после вынесения 30.01.2003 постановления Федеральным Арбитражным Судом Московского округа, возврат акционерному обществу излишне уплаченных таможенных платежей должен осуществляться не в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ, а в соответствии с нормами АПК РФ, регламентирующими порядок исполнения судебного решения.

На основании изложенного в удовлетворении жалобы заявителю было отказано.

7. Запрещение выпуска товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта с целью недопущения необоснованного возмещения сумм НДС, которые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации были начислены условно и фактически декларантом не уплачивались, неправомерно.

ЗАО "Лиггет-Дукат" представило в Московскую западную таможню к таможенному оформлению в соответствии с таможенным режимом экспорта товар - оборудование для производства табачной продукции. Однако в установленные сроки таможенное оформление товара осуществлено не было, что послужило основанием для обжалования акционерным обществом бездействия Московской западной таможни в ГТК России. В ходе рассмотрения жалобы было установлено следующее.

Заявленные к вывозу ЗАО "Лиггет-Дукат" товары ранее были ввезены им на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставный капитал организации с иностранными инвестициями с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей. Таможенное оформление товаров не было осуществлено в связи с проведением дополнительной проверки заявленной декларантом таможенной стоимости с целью недопущения необоснованного возмещения сумм НДС при вывозе товаров. Основанием для принятия такого решения послужила статья 98 ТК РФ, согласно которой при экспорте товары освобождаются от налогов либо уплаченные суммы налогов подлежат возврату в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. Однако поскольку при ввозе ЗАО "Лиггет-Дукат" оборудования на таможенную территорию Российской Федерации НДС был начислен условно, фактически декларантом не уплачивался и, следовательно, возврату не подлежал, доводы заявителя признаны обоснованными, Московской западной таможне дано указание о выпуске товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом.

8. В случае изменения ставок вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, перемещенных через таможенную границу Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, для целей исчисления таможенных платежей определяющее значение имеет фактическое перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации.

ОАО "Сиданко" поставило ТОО "Торговый дом Нафто-Трейд" в марте 2003 года товар - нефть сырую. При подаче полной грузовой таможенной декларации на товар таможенным брокером ООО "Финэкс-М" были представлены транспортные документы, содержащие сведения о количестве и качестве нефти, перемещенной через таможенную границу Российской Федерации трубопроводным транспортом, с пункта приема-сдачи нефти ТПП "Высокое" (граница Российской Федерации). Центральная энергетическая таможня запросила дополнительные документы, оформленные при наливе нефти в железнодорожные цистерны на наливной эстакаде ЛПДС "Броды" (территория Украины). Согласно представленным ООО "Финэкс-М" документам более 43 тонн нефти было налито в железнодорожные цистерны на ЛПДС "Броды" после 31.03.2003, то есть после повышения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 года N 156 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород, и товары, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" ставок вывозных таможенных пошлин на нефть. На данном основании таможней был запрещен выпуск полной грузовой таможенной декларации, поданной ООО "Финэкс-М".

Согласно пункту 37 Инструкции о таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, утвержденной приказом ГТК России от 30 апреля 2002 года N 444, увеличение или уменьшение таможенных платежей возникает, в том числе, при изменении ставок вывозной таможенной пошлины и иных обязательных таможенных платежей в заявленном периоде. При этом если фактическое перемещение товара через таможенную границу Российской Федерации производилось как до, так и после вступления новых ставок в силу, на основании транспортных документов подаются две полные грузовые таможенные декларации с применением соответствующей ставки вывозной таможенной пошлины или иного обязательного таможенного платежа.

В связи с изложенным для уплаты таможенных платежей определяющее значение имеет факт перемещения товара через таможенную границу Российской Федерации, а не дальнейшие операции с товаром, происходящие за ее пределами (в данном случае - налив нефти в железнодорожные вагоны на ЛПДС "Броды").

Поскольку представленными при таможенном оформлении документами (акты приема-сдачи нефти) было подтверждено перемещение нефти через таможенную границу Российской Федерации в пункте приема-сдачи ТПП "Высокое" до повышения ставок вывозных таможенных пошлин на нефть, ГТК России доводы заявителя были признаны обоснованными, Центральной энергетической таможне дано указание о принятии таможенной декларации к оформлению.