Государственная политика в области улучшения условий судоходства на внутренних водных путях, поддержания и реконструкции судоходных гидротехнических сооружений строится на основе того, что внутренние водные пути и расположенные на них гидротехнические сооружения находятся и будут находиться в федеральной собственности.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств для решения наиболее актуальных проблем улучшения условий судоходства будет повышен контроль за эффективностью использования бюджетных средств государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями. Одновременно предполагается осуществить структурную перестройку бассейновых органов государственного управления на внутреннем водном транспорте (далее именуется - бассейновые управления) в целях разделения функций государственного управления и хозяйственной деятельности.
Принимая во внимание то, что водные объекты, по которым проходят внутренние водные пути с расположенными на них гидротехническими сооружениями, являются объектами комплексного использования, а также учитывая ограниченность средств, выделяемых из федерального бюджета, предусматривается расширение межведомственного взаимодействия и финансового участия других пользователей в их восстановлении и реконструкции, в том числе создание механизма долевого участия в финансировании обеспечения судоходства на осваиваемых участках рек в районах Сибири и Дальнего Востока коммерческих организаций, заинтересованных в развитии судоходства для разработки новых месторождений полезных ископаемых и освоения других природных ресурсов. Кроме того, для финансирования проектов развития водных путей и модернизации гидротехнических сооружений планируется привлекать коммерческие кредиты и кредиты международных финансовых институтов.
В соответствии с подписанными Российской Федерацией международными обязательствами будет осуществляться подготовка внутренних водных путей к открытию для прохода судов под флагом иностранного государства. Планируется завершить подготовку внутренних водных путей для прохода судов под флагом иностранного государства от г. Азова до г. Астрахани в 2007 году, от г. Волгограда до г. Санкт-Петербурга - в 2010 году.
Государственная политика в отношении обновления флота будет строиться с учетом того, что суда технического и природоохранного флота находятся преимущественно в федеральной собственности, а суда транспортного флота - главным образом в собственности коммерческих судоходных компаний.
Исходя из этого финансирование разработки, производства и закупки технических и природоохранных судов будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также заинтересованных инвесторов. Планируется отказ от поставки технических и природоохранных судов иностранной постройки и строительство таких судов на российских предприятиях. Будут проработаны вопросы продления их срока службы за счет модернизации.
Строительство и модернизация коммерческого флота должны преимущественно осуществляться за счет средств судоходных компаний и привлеченных ими коммерческих кредитов.
Планируется разработать дополнительные инструменты государственного стимулирования приобретения судоходными компаниями современных транспортных судов российской постройки с использованием договора бербоут-чартера.
Одним из способов решения проблемы обновления транспортного флота является создание нормативной правовой базы, регулирующей возврат под флаг Российской Федерации судов, построенных по заказу российских судоходных компаний и зарегистрированных в офшорных зонах.
Оказание транспортных услуг, максимально конкурентоспособных по цене и качеству, должно осуществляться экономически состоятельными и инвестиционно привлекательными судоходными компаниями.
Для подготовки России к вступлению в ВТО необходимо обеспечить российским судоходным компаниям равные условия конкуренции с иностранными судоходными компаниями. В связи с этим целесообразно гармонизировать российское налоговое, таможенное и экологическое законодательство с общеевропейским.
Для обеспечения потребностей развивающегося рынка услуг, предоставляемых внутренним водным транспортом, и решения комплексных задач развития транспортной инфраструктуры страны предусматривается принятие ряда мер в области развития речных портов и реформирования портовой деятельности.
В портах предстоит провести замену морально и физически изношенного перегрузочного оборудования, модернизировать портовое оборудование и терминалы для работы с новыми видами грузов, в частности с большегрузными контейнерами.
Часть имеющихся и вновь вводимых в эксплуатацию мощностей речных портов будет переориентирована на обеспечение интермодальных перевозок путем создания в крупных портах логистических центров для обеспечения взаимодействия с другими видами транспорта.
Для обеспечения потребностей, вызванных ростом объемов перевозок внешнеторговых грузов и использованием судов смешанного (река - море) плавания прежде всего в международном транспортном коридоре "Север - Юг", получат развитие порты Азово-Донского и Каспийского бассейнов.
Развитие инфраструктуры портов будет осуществляться преимущественно за счет средств частных инвесторов. Государство будет способствовать привлечению таких средств.
К финансированию проектов модернизации портов необходимо привлекать международные финансовые организации.
С целью создания условий для увеличения в российских портах дополнительных грузопотоков планируется упростить систему взимаемых в них сборов.
Одним из основных сегментов рынка внутренних грузовых перевозок, на котором внутренний водный транспорт имеет все основания сохранить главную роль, является рынок перевозок строительных грузов. Связанное с ожидаемым ростом экономики страны развитие промышленного, гражданского и дорожного строительства создает объективные предпосылки для увеличения объемов перевозки строительных грузов.
Предусматривается модернизация добывающей техники, повышение качества добываемых нерудных материалов, обеспечение максимальной загрузки портового оборудования, увеличение объемов перевозки строительных грузов в крупнотоннажных речных судах как более экономичных и экологически чистых по сравнению с железнодорожным и автомобильным транспортом.
Другим важнейшим сегментом рынка внутренних грузовых перевозок, где предусматривается обеспечить доминирующую роль внутреннего водного транспорта, являются перевозки грузов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Важность этого сегмента рынка определяется безальтернативностью данного вида транспорта для решения социально-экономических задач. Дальнейшее освоение Северного морского пути как транспортной магистрали создаст предпосылки для более интенсивного использования рек Сибири при транспортировке грузов в эти регионы и в обратном направлении.
Учитывая важность перевозок грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности и их ярко выраженный сезонный характер, предприятиям речного транспорта планируется оказывать государственную поддержку. При этом следует четко разграничивать собственно северный завоз, для которого необходимо создание особых условий за счет применения специфических мер государственного регулирования и инструментов государственной поддержки, и обычные коммерческие перевозки, направленные на удовлетворение спроса коммерческих предприятий.
Освоение новых грузопотоков угля, химических и нефтеналивных грузов планируется обеспечить за счет использования крупнотоннажных судов с полной их загрузкой благодаря улучшению судоходных условий.
В целом для развития сегмента рынка грузовых перевозок потребуется более активное влияние саморегулируемых отраслевых организаций на транспортную политику судоходных компаний и обеспечение более тесного взаимодействия со смежными видами транспорта.
Для повышения экономической эффективности функционирования предприятий внутреннего водного транспорта планируется разработка новых нормативных правовых документов, регламентирующих тарифную политику судоходных компаний, осуществляющих перевозки грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности и социально значимые пассажирские перевозки.
Предполагается утвердить перечень портов общего пользования с целью обеспечения недискриминационного доступа всех хозяйствующих субъектов к услугам портовой деятельности.
Планируется обеспечить расширение взаимодействия со смежными видами транспорта, в частности, путем введения новых транспортно-технологических схем доставки грузов, информационных технологий и единых транспортных документов.
Существенную роль в решении этих вопросов может сыграть принятие нормативных правовых актов, регулирующих осуществление смешанных и комбинированных перевозок.
С целью развития рынка международных перевозок, расширения экспортно-импортных и транзитных грузопотоков, обслуживаемых российскими перевозчиками, будет оказываться содействие судоходным компаниям, портам и другим хозяйствующим субъектам внутреннего водного транспорта в повышении их конкурентоспособности и привлекательности для грузовладельцев с точки зрения транспортных расходов, уровня сервиса, скорости доставки и обеспечения сохранности грузов. Содействие расширению рынка международных перевозок предполагается обеспечить путем реализации финансовых, организационных, дипломатических, законодательных и иных мер.