5.6.1. Проверка технического состояния металлических конструкций.
Перед экспертным обследованием металлические конструкции должны быть очищены от грязи, пыли, протечек и проливов смазки и рабочей жидкости, коррозии.
Экспертное обследование металлических конструкций оборудования ОМК должно включать следующие этапы:
внешний осмотр;
проверку качества соединений элементов металлических конструкций (сварных, болтовых, шарнирных и др.);
измерение остаточных деформаций конструкций и отдельных поврежденных элементов;
проверку элементов металлических конструкций методами НК;
оценку степени износа, коррозии.
При визуальном контроле необходимо обращать внимание на наличие следующих дефектов:
трещин в основном металле, сварных швах и околошовной зоне, косвенными признаками наличия которых являются шелушение краски, местная коррозия, подтеки ржавчины и т.п.;
механических повреждений;
расслоений основного металла;
некачественного исполнения ремонтных сварных соединений;
люфтов шарнирных соединений, прослаблений болтовых и заклепочных соединений.
При обнаружении признаков наличия трещин в металлической конструкции или сварном шве подозрительные места подвергают дополнительной проверке с помощью неразрушающих методов контроля:
ультразвукового;
проникающими веществами (капиллярного);
магнитопорошкового.
Контроль соединительных элементов металлических конструкций (осей, пальцев и т.п.) следует начинать с фиксирующих элементов, осей (пальцев) и посадочных гнезд, а также их состояния. Наличие люфтов в шарнирных соединениях определяют визуально в процессе эксплуатации оборудования по характерным признакам (толчки, удары и пр.).
5.6.2. Проверка технического состояния механизмов.
Перед обследованием механизмов ОМК (передачи, редукторы, цепная или бесцепная система подачи комбайна) они должны быть очищены от грязи, коррозии, влаги и смазки. При оценке технического состояния выявляют:
общее состояние всех механизмов, наличие повреждений отдельных узлов и деталей;
отсутствие вытекания смазки из редукторов;
качество затяжки элементов крепления механизмов;
соответствие регулировки узлов механизмов требованиям эксплуатационной и нормативной документации.
Необходимость разборки механизма для осмотра определяет эксперт, обследующий ОМК.
Повреждения, выявленные в результате осмотра ОМК, должны быть измерены. Необходимость измерения степени износа и степени выкрашивания зубьев шестеренок и колес зубчатых передач редукторов определяется по повышенному уровню шума, вибрации при работе механизма и (или) повышению температуры нагрева корпуса, а также с помощью специальных устройств для измерения суммарного люфта ("мертвого хода") - люфтомеров (например, КИ4813, приложение 3), устройств УВК, УДТ.
Измерения уровня шума и вибрации на рабочих местах должны проводиться с помощью шумомеров и виброметров типа ВШВ.003.