106. После остановки электродвигателя на ремонт с питающего кабеля на щите или сборке должно быть снято напряжение, а на приводе выключателя вывешен плакат "Не включать! Работают люди!".
Снимать плакат "Не включать! Работают люди!" и включать машину можно только после того, как лицо, выполнявшее работы, сделает в журнале запись об окончании работ, а лицо, принявшее работу, сделает отметку о разрешении на включение электродвигателя.
107. Измерение сопротивления изоляции отдельных электроустановок и кабелей должно производиться перед включением после монтажа и переноски, после аварийного отключения защиты, а также после длительного пребывания в бездействии, но не реже одного раза в 3 месяца.
108. Измерение сопротивления изоляции машин постоянного тока и асинхронных двигателей напряжением до 1000 В производится мегомметром с напряжением 1000 В, а выше 1000 В - мегомметром с напряжением 2500 В.
Электрические установки и кабели, сопротивление изоляции которых не соответствует нормам, должны быть отсоединены от сети для проведения мероприятий по повышению сопротивления изоляции или ремонта.
Минимальные значения величин сопротивления изоляции машин при температуре 10-30 °С приведены в табл.1 (приложение 1).
109. Сопротивление изоляции относительно земли электрических установок и кабелей на номинальные напряжения 127-1140 В переменного тока, применяемых в шахте, должно быть не ниже следующих норм:
электродвигателей добычных и проходческих машин - 0,5 МОм;
электродвигателей других шахтных машин, осветительных трансформаторов, пусковых агрегатов и ручных электросверл - 1 МОм;
пусковой и распределительной аппаратуры, бронированных и гибких кабелей любой длины - 1 МОм на фазу.
110. При сопротивлении изоляции ниже 0,1 МОм сушка производится внешним нагревом или продувкой сухим горячим воздухом (70-80 °С). В качестве нагревателей могут применяться лампы накаливания, электронагревательные элементы, калориферные установки.
При сопротивлении изоляции выше 0,1 МОм сушка производится электрическим током, для чего обмотка якоря с катушками дополнительных полюсов подключается на пониженное напряжение, составляющее 3-5% номинального. При этом ток должен быть равен 50-60% номинального.
Последовательная обмотка возбуждения машин постоянного тока должна обязательно отключаться.
111. Состояние подшипников электрических машин следует проверять во время эксплуатации при периодических осмотрах и ремонтах. Подшипники не должны нагреваться выше температуры, определяемой заводом-изготовителем. Подшипниковые щиты электрических машин не должны иметь трещин.
112. Электродвигатели должны быть немедленно отключены от сети при:
несчастном случае (или угрозе его);
появлении дыма или огня из электродвигателя или его пускорегулирующей аппаратуры;
повышенной вибрации, угрожающей целостности электродвигателя;
поломке приводимого механизма.
В инструкции, утвержденной главным энергетиком организации, должны быть указаны случаи, при которых электродвигатели следует аварийно отключать, а также порядок организации устранения неисправностей и запуска электродвигателя.
113. Не допускается установка на одной электрической машине щеток разных марок.
114. Ящики сопротивлений, реостаты, магнитные пускатели и другая аппаратура должны надежно закрепляться.
Эксплуатация оборудования при открытых дверцах шкафов управления запрещается.
115. Техническое обслуживание и ремонт электрических машин и пускорегулирующей аппаратуры должны включать:
ежесменный осмотр, осуществляемый обслуживающим персоналом;
периодический осмотр, осуществляемый оперативно-ремонтным персоналом под руководством энергетика участка не реже одного раза в два месяца;
плановый ремонт, осуществляемый по утвержденному графику, в соответствии с принятой системой технического обслуживания и ремонтов.
116. Выбор формы организации системы технического обслуживания и ремонта электрооборудования зависит от характера производства, наличия служб диагностики, лабораторий неразрушающего контроля и т.д.