ПРАВИЛА
приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом
(с изменениями на 3 октября 2011 года)
1. Настоящие Правила разработаны со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.170) (далее - Устав)" и регулируют порядок приема к перевозке грузов, а также порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику (далее - собственные порожние вагоны), железнодорожным транспортом на местах общего и необщего пользования железнодорожных станций (далее - станции), открытых для грузовых операций. Перечень таких станций публикуется в тарифном руководстве (абзац дополнен с 28 октября 2011 года приказом Минтранса России от 3 октября 2011 года N 258 - см. предыдущую редакцию).
Прием грузов, перевозимых для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, осуществляется в соответствии с правилами оказания услуг по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и настоящими Правилами.
Настоящие Правила применяются в отношении приема грузов к перевозке в международном сообщении, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
2. Перевозки грузов могут осуществляться повагонными, контейнерными, мелкими, групповыми, маршрутными отправками и отправками в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику. Перевозки собственных порожних вагонов могут осуществляться повагонными, групповыми, маршрутными отправками и отправками в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику (абзац в редакции приказа Минтранса России от 25 декабря 2007 года N 196; дополнен с 28 октября 2011 года приказом Минтранса России от 3 октября 2011 года N 258 - см. предыдущую редакцию).
2.1. Повагонной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная) груз, для перевозки которого требуется предоставление отдельного вагона, а также предъявляемый к перевозке по одной накладной собственный порожний вагон (подпункт дополнен с 28 октября 2011 года приказом Минтранса России от 3 октября 2011 года N 258 - см. предыдущую редакцию).
2.2. Контейнерной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для транспортировки которого требуется предоставление отдельного контейнера.
2.3. Мелкой отправкой считается предъявляемый по одной накладной груз, для перевозки которого не требуется предоставление отдельного вагона или контейнера.
2.4. Групповой отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление более одного вагона, но менее маршрутной отправки, а также предъявляемая к перевозке по одной накладной группа собственных порожних вагонов (подпункт дополнен с 28 октября 2011 года приказом Минтранса России от 3 октября 2011 года N 258 - см. предыдущую редакцию).
2.5. Маршрутной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление вагонов в количестве, соответствующем нормам, установленным для маршрутов по массе или длине, а также собственные порожние вагоны, предъявляемые к перевозке по одной накладной в количестве, соответствующем нормам, установленным для маршрутов по длине (подпункт дополнен с 28 октября 2011 года приказом Минтранса России от 3 октября 2011 года N 258 - см. предыдущую редакцию).
2.6. Сборной повагонной отправкой считается предъявляемый по одной накладной груз разных наименований и позиций номенклатуры грузов в адрес одного грузополучателя.
2.7. Отправкой в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику, считается груз, предъявляемый к перевозке железнодорожным транспортом по одной или нескольким накладным в составе поезда, состоящего из вагонов и локомотива (локомотивов), не принадлежащих перевозчику (подпункт дополнительно включен приказом Минтранса России от 25 декабря 2007 года N 196).
3. Основанием для выделения грузоотправителю (при перевозке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении-организации, осуществляющей перевалку грузов с водного транспорта на железнодорожный транспорт) вагона под перевозку груза является наличие заявки на перевозку груза, согласованной перевозчиком и владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура), а также согласие перевозчика (виза) в оригинале транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная).
4. О времени подачи грузоотправителю вагонов, контейнеров под погрузку перевозчик уведомляет грузоотправителя не позднее чем за два часа до подачи с одновременной регистрацией такого уведомления в книге уведомлений о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку, в том числе в порядке сдвоенных операций.
Порядок уведомления о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку (в том числе при погрузке средствами грузоотправителя на местах общего пользования) устанавливается по соглашению перевозчика с грузоотправителем.
Для обеспечения приема уведомлений грузоотправителем определяются ответственные по приему уведомлений лица, их фамилии и номера телефонов (факсов, телексов), которые в письменной форме, если иная форма не установлена соглашением сторон, сообщаются перевозчику.
В случае подачи перевозчиком вагонов без уведомления эти вагоны учитываются как поданные грузоотправителю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования и время их нахождения на железнодорожном пути необщего пользования исчисляется по истечении двух часов после фактической подачи вагонов, если иное не установлено соглашением сторон.
При подаче вагонов позднее срока, указанного в уведомлении, но не более двух часов, время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования исчисляется с момента фактической подачи. Если опоздание превышает два часа, то перевозчик обязан вновь уведомить грузоотправителя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о предстоящей подаче.
При подаче вагонов ранее срока, указанного в уведомлении, вагоны считаются поданными с момента, указанного в уведомлении.
5. В соответствии со статьей 29 Устава погрузка грузов может быть временно прекращена либо ограничена. Грузоотправители в течение 12 часов после получения от перевозчика уведомления о приостановлении или прекращении погрузки обязаны приостановить или ограничить до установленных размеров погрузку груза.
6. В соответствии со статьей 30 Устава при несвоевременном внесении грузоотправителем платы за перевозку груза и иных причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку груза подача вагонов, контейнеров не проводятся, если иное не предусмотрено Уставом или соглашением сторон. Вагоны и контейнеры, задержанные в подаче под сдвоенные операции, находятся на ответственном простое грузоотправителя, владельца железнодорожных путей необщего пользования, о чем составляется акт общей формы, который подписывается представителями перевозчика и грузоотправителя, или владельцем железнодорожных путей необщего пользования или пользователи, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей.
Прием собственных порожних вагонов к перевозке осуществляется при условии внесения перевозчику платы за перевозку собственного порожнего вагона и иных причитающихся перевозчику платежей, если сторонами в соответствии со статьей 30 Устава не определен иной порядок расчетов за перевозку (абзац дополнительно включен с 28 октября 2011 года приказом Минтранса России от 3 октября 2011 года N 258).
6.1. Вагоны и контейнеры, задержанные в порядке сдвоенной операции по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца железнодорожных путей необщего пользования или пользователя, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, находятся на ответственном простое указанных лиц.
Задержка вагонов, контейнеров оформляется актом общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
7. В соответствии со статьей 20 Устава техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления.
Подготовка под погрузку, в том числе под налив, вагонов и контейнеров, принадлежащих перевозчику, проводится перевозчиком или грузоотправителями за счет перевозчика в соответствии с заключенными между ними договорами, а подготовка вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, в том числе специализированных вагонов, контейнеров, проводится грузоотправителями или при наличии возможности перевозчиком за счет грузоотправителей в соответствии с заключенными между ними договорами.
Перед наливом цистерн грузоотправители проверяют техническую исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн.