1. Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.170), (далее - Устав) и регулируют порядок и условия перевозок железнодорожным транспортом тарнo-штучных грузов в универсальных контейнерах в прямом железнодорожном сообщении и непрямом международном сообщении.
Перевозка грузов в универсальных контейнерах в прямом международном сообщении регулируется соответствующими международными договорами Российской Федерации.
Перевозка грузов в универсальных контейнерах в прямом смешанном сообщении регулируется правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.
Перевозка в универсальных контейнерах грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, регулируется правилами оказания услуг по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждаемыми в соответствии со статьей 3 Устава, и настоящими Правилами.
2. Универсальный контейнер (далее - контейнер) - унифицированная грузовая единица, предназначенная для перевозки тарно-штучных грузов, представляющая собой стандартизированную по максимальной массе брутто, габаритным размерам конструкцию, снабженную стандартизированными по форме, содержанию, месту размещения надписями, табличками и оборудованную приспособлениями для закрепления на различных видах транспортных средств и механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Контейнер относится к транспортному оборудованию.
3. Контейнеры подразделяются на среднетоннажные и крупнотоннажные.
3.1. Среднетоннажный контейнер - контейнер с максимальной массой брутто, равной или большей 3 тонн, но меньшей 10 тонн.
3.2. Крупнотоннажный контейнер - контейнер с максимальной массой брутто, равной 10 тоннам и более.
4. На каждый контейнер должна быть нанесена маркировка:
4.1. На среднетоннажный контейнер - маркировочный номер в соответствии со схемой, приведенной в приложении N 1 к настоящим Правилам, максимальная масса контейнера брутто, масса тары контейнера и внутренний объем;
4.2. На крупнотоннажный контейнер - маркировочный номер в соответствии со схемой, приведенной в приложении N 1 к настоящим Правилам; максимальная масса контейнера брутто и масса тары контейнера.
На каждый крупнотоннажный контейнер прикрепляется табличка о допущении контейнера к эксплуатации по условиям безопасности, форма которой приведена в приложении N 2 к настоящим Правилам, которая подтверждает соответствие крупнотоннажного контейнера требованиям Международной конвенции по безопасным контейнерам, и табличка о допущении перевозок грузов под таможенными печатями и пломбами, форма которой приведена в приложении N 3 к настоящим Правилам, которая подтверждает соответствие крупнотоннажного контейнера требованиям Таможенной конвенции, касающейся контейнеров, и обязательна при перевозке грузов в крупнотоннажных контейнерах в международном сообщении. Право на прикрепление к крупнотоннажным контейнерам указанных табличек подтверждается соответствующими свидетельствами о допущении, выдаваемыми в Российской Федерации, - Российским морским регистром судоходства, в других государствах - соответствующими управомоченными организациями.
4.3. Ответственность перед перевозчиком за соблюдение требований, относящихся к маркировке контейнера, несет его владелец. При отсутствии надлежащей маркировки контейнеры к перевозке не принимаются.
5. Перечень, предельные сроки и условия перевозок скоропортящихся грузов в контейнерах устанавливаются правилами перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов.
6. Перечень и условия перевозок опасных грузов в контейнерах устанавливаются правилами перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов.
7. Грузы, имеющие отвратительный запах, загрязняющие внутренние поверхности контейнера, к перевозке не допускаются, за исключением случаев, если тара и упаковка этих грузов позволяет исключить проявление указанных негативных свойств грузов.
Грузы в промасленном состоянии без упаковки (например, запасные части, метизы) допускаются к перевозке в контейнерах только в плотной бумаге при условии обеспечения застилки предохраняющим материалом пола контейнера и пространства между стенами контейнера и грузом, а также других мер предохранения внутренней поверхности контейнера от загрязнения и механического повреждения.
Жидкие грузы допускаются к перевозке в контейнерах преимущественно в небьющейся таре (бочках, бидонах, канистрах, пластиковых емкостях). Жидкие грузы, перевозимые в стеклянной таре, должны быть упакованы в картонные коробки, обрешетку или другую упаковку. При этом потребительская и транспортная тара должны соответствовать требованиям стандартов и технических условий.
8. Перевозка в контейнерах грузов, свойства или условия перевозок которых не предусмотрены правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, может быть разрешена только по договору между перевозчиком и грузоотправителем, грузополучателем на особых условиях в соответствии со статьей 8 Устава.
9. Перевозка в контейнерах грузов мелкими отправками регулируется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом мелкими отправками.
10. Перевозка грузов в контейнерах производится между железнодорожными станциями, открытыми для операций с контейнерами соответствующей максимальной массы брутто, указанными в соответствующем тарифном руководстве. Перевозка грузов в контейнерах с участием железнодорожных станций, не открытых для операций с контейнерами, может производиться при наличии соответствующего договора между грузоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком.
11. Транспортная железнодорожная накладная (далее - накладная) на перевозку грузов в контейнере заполняется в соответствии с правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом с особенностями, указанными в приложении N 4 к настоящим Правилам.
12. Перевозки грузов в контейнерах оформляются одной из следующих форм накладной:
12.1. Лист 1 накладной - на бланке формы ГУ-27в, листы 2-4 накладной машинопечатной формой ГУ-29у-ВЦ. Лист 1 заполняется грузоотправителем на каждый груженый контейнер, а также порожний контейнер, не принадлежащий перевозчику или арендованный у него, и передается перевозчику для дальнейшего заполнения. Листы 2-4 заполняются перевозчиком компьютерным способом на основании данных листа 1;
12.2. Листы 1-4 накладной - на бланках формы ГУ-29к. Листы 1-4 накладной заполняются грузоотправителем на каждый груженый контейнер, а также порожний контейнер, не принадлежащий перевозчику или арендованный у него, и передаются перевозчику для дальнейшего оформления. Форма листов 1-4 накладной позволяет с помощью копировальной бумаги производить заполнение идентично расположенных граф;
12.3. Лист 1 накладной - машинопечатной формой ГУ-27у-ВЦ, листы 2-4 накладной машинопечатной формой ГУ-29у-ВЦ. Лист 1 заполняется грузоотправителем компьютерным способом на каждый груженый контейнер, а также порожний контейнер, не принадлежащий перевозчику или арендованный у него, и передается перевозчику для дальнейшего оформления, а также для формирования компьютерным способом на его основе листов 2-4 накладной.
12.4. Формы перевозочных документов, приведенные в приложении N 4 к настоящим Правилам, являются едиными для всех участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.