192. Углеприемные ямы привозных углей должны быть перекрыты прочными металлическими решетками с отверстиями не более 300400 мм и иметь площадку для хождения. Отверстия решеток над ямой для приема углей (сланца) могут быть увеличены до размеров, определяемых проектом. Решетки с увеличенными отверстиями можно применять на углеприемных ямах для разгрузки угля, транспортируемого из разрезов думпкарами, при условии, что в процессе переработки угля нет необходимости разбивать крупные куски вручную.
193. На разгрузочной площадке приемного бункера должны быть установлены упоры, исключающие скатывание машин в бункер при подаче угля автотранспортом. Движение самосвалов после разгрузки допускается только с опущенным кузовом. Во всех случаях при движении автомобиля задним ходом должен подаваться непрерывный звуковой сигнал, а при движении задним ходом автомобиля грузоподъемностью более 10 т должен автоматически включаться звуковой сигнал.
194. Вдоль железнодорожного пути углеприемные ямы должны иметь специальные площадки шириной не менее 0,6 м и высотой, обеспечивающей удобное и безопасное открывание и закрытие люков вагонов.
195. Спускаться в саморазгружающиеся вагоны и производить зачистку разрешается только в присутствии лица, ответственного за разгрузку, и после принятия мер, исключающих самопроизвольное закрывание и самооткрывание люков вагонов.
196. Закрытие люков вагонов должно быть механизировано. Применяемые механизмы должны оборудоваться автоматическими выключателями от переподъема.
197. Для разрыхления смерзшегося (слежавшегося) материала в вагонах рекомендуется применять вибраторы, виброрыхлители, тепляки и другие устройства, обеспечивающие безопасность работы.
198. Спуск в подземную часть приемных бункеров должен быть освещен и оборудован лестницами с перилами.
199. В ямах подачи продуктов со склада при длине подземной тупиковой части более 25 м должен быть предусмотрен запасный выход.
На действующих объектах необходимость устройства запасного выхода определяется главным инженером (техническим руководителем) организации по согласованию с территориальными органами Госгортехнадзора России.
200. Зачистка погрузочных, аккумулирующих бункеров, в том числе бункеров силосного типа и ям привозных углей, должна производиться с помощью механических, пневматических или других специальных средств без нахождения людей в бункере. Коническая часть бункеров должна быть футерована изнутри материалами, снижающими возможность слеживания и зависания угля.
201. Аккумулирующие бункера должны быть оборудованы уровнемерами нижнего и верхнего уровня заполнения. Сроки оборудования бункеров датчиками уровня согласовываются с территориальными органами Госгортехнадзора России.
202. В исключительных случаях по письменному разрешению технического директора зачистка бункеров может производиться вручную не менее чем двумя специально обученными рабочими по наряду-допуску на производство работ повышенной опасности. Зачистка производится в присутствии представителя технического надзора после дополнительного инструктажа рабочих. Рабочие, выполняющие зачистку, должны иметь специальные приспособления (тросы, веревки, предохранительные пояса, веревочные лестницы, противогазы, переносные взрывонепроницаемые осветительные приборы и т.п.).
Тросы, веревки и предохранительные пояса должны быть испытаны и промаркированы. Зачистка остатков угля в бункерах разрешается только сверху вниз. Если уголь завис на одной стороне стенки бункера или отсека, то спуск рабочих в бункер на глубину более 1 м от верхнего уровня угля не допускается. При этом веревка от пояса работающего привязывается со стороны, противоположной зависшему углю.
203. Перед спуском рабочего в бункер лицо, ответственное за безопасность работ при зачистке, обязано:
измерить концентрацию метана в бункере. Запрещается работать в бункере при содержании метана 2% и более;
остановить со снятием напряжения загрузочно-разгрузочные механизмы, проверить пробным включением отсутствие напряжения и вывесить плакаты "Не включать! В бункере люди". Плакаты могут быть сняты только после выхода людей из бункера по указанию лица, ответственного за очистку бункера.
При зачистке бункеров углеприемных ям необходимо включить сигнал, запрещающий подачу железнодорожных вагонов, предварительно поставив в известность дежурного по станции.
204. Запрещается выгрузка угля при поврежденных решетках. Допускается эксплуатация бункеров без решеток на скреперных и бульдозерных складах, а также для приема углей из самосвалов и думпкаров.
205. Запрещается производить разгрузку неисправных (негабаритных) вагонов вагоноопрокидывателем. Для выгрузки таких вагонов следует использовать специальные приемные ямы.
206. Запрещается находиться людям в вагонах при разгрузке угля вибратором. Разгрузка, очистка вагонов и уборка железнодорожных путей должны производиться в соответствии с инструкциями по безопасности труда.
207. Запрещается подниматься на вагон, если контактный провод находится под напряжением.